В ТулДС состоялись XI Чтения, посвящённые памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки. Перед тем как прозвучали доклады, подготовленные студентами под руководством преподавателей английского и немецкого языков Марины Александровны Михалёвой и Марины Дмитриевны Лариной, семинаристы ознакомились с пасхальной выставкой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Главная тема выставки – храмы Московской Патриархии в честь Воскресения Христова. На фотографиях – грандиозный храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре; Воскресенский храмы  Тульской епархии – на территории Тульского оружейного завода и в городе Венёве Тульской области. Есть здесь и фотографии Воскресенского храма на Крымском побережье, построенного в честь чудесного спасения семьи царя Александра II в железнодорожной катастрофе. Существуют храмы в честь Воскресения Христова и за рубежом – маленькие островки Православия в Германии, Аргентине, Марокко… Каждый из них имеет свою удивительную историю.

Первый доклад Чтений, подготовленный студентом 1-го курса бакалавриата ТулДС Алексеем Гороховым, был по традиции посвящён жизни и подвижнической миссионерской деятельности святителя Иннокентия.

«45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни, – рассказывает Алексей, сопровождая своё выступление видеопрезентацией. –  Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты…».

Продолжая свой рассказ, Алексей говорит о том, что попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 году учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Плодотворным было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 года святитель Иннокентий прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

«Православные приходы в Австрии» – тема выступления студента 5-го курса специалитета ТулДС Александра Дубровского.

«В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны, – рассказывает Александр. – Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 миллионов православных. Изначально все православные Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца. Но в 1735 году, в начале войны Турции с Россией и Австрией почти все греческое население и греческие священники как подданные турецкого султана были вынуждены покинуть Вену. В 1761 году трудами посла Голицына в городе появился отдельный русский приход. Православие получило официальное признание, было позволено возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах.

В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и священников.

В настоящее время в Австрии действуют 36 приходов нескольких юрисдикций Православных Поместных Церквей, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек.  Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке».

Как отметил Александр Дубровский, основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины. В настоящее время в Австрии существует несколько храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке, так что человек русской православной традиции, оказавшись в этой стране, имеет возможность поучаствовать в молитве.

Студент подготовительного курса бакалавриата Михаил Андронов подготовил сообщение о приходах Русской Православной Церкви в Великобритании. Он рассказал, что история Русской Православной Церкви в этой стране началась в 1716 году, когда русское посольство арендовало в Лондоне помещение для домовой церкви с покоями для настоятеля. Посещали церковь русские и греческие матросы и купцы, а также курсанты, отправленные Петром I для изучения в Англии морских наук.

В настоящее время в Великобритании Русская Православная Церковь представлена Сурожской епархией Московского Патриархата, создателем и руководителем которой с 1962 по 2003 год был митрополит Антоний (Блум). В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Среди наиболее крупных православных приходов – кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Лондоне, где службы, как правило, проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке, а проповеди на воскресной Божественной Литургии читаются на русском языке с синхронным переводом на английский. Среди приходов Сурожской епархии – кафедральный собор Успения Божией Матери и всех Святых в Лондоне; приход во имя святителя Кентигерна в Глазго; приход в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Йорке; приход в честь Блаженной Ксении Петербургской в Лидсе… В Великобритании существуют также десятки храмов Румынской Православной Церкви, Константинопольского Патриархата, Антиохийского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Элладской Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви. В целом в Соединенном Королевстве проживает около 250 тысяч православных христиан.

Студент подготовительного курса бакалавриата Даниил Лысиков рассказал о православных святых Великобритании, в числе которых он назвал Эдуарда Мученика, короля Англии в 975 – 978 годы, жестоко убитого противниками христианства в юном возрасте. Эдуард был канонизирован в 1001 году, причём почитается как святой не только в Православной, но и в Католической и Англиканской церквях.

Святой Мунго – христианский святой VI века, проповедник и миссионер, первый епископ Глазго и святой покровитель этого города и всей Шотландии. Как повествует житие, святой Мунго проповедовал христианство всю жизнь, начиная с двадцатипятилетнего возраста, подвергаясь жестоким гонениям. Похоронен Мунго на том месте, где ныне стоит освящённый в его честь кафедральный собор. День памяти святого Мунго отмечается в православной церкви 14 января.

Святой VI века Давид Уэльский в молодости принял монашество, трудился над распространением христианской веры в Уэльсе. Он основал монастырь, ставший колыбелью святых, где стремились подражать монахам египетской пустыни. Сам Давид был очень милосердным человеком, предавался аскетическому деланию и совершил много чудес ещё при жизни. Известно, что он присутствовал на церковном соборе в Бреви в 545 году и там был избран архиепископом. Святой Давид основал двенадцать монастырей, один из которых находился в Гластонбери (графство Сомерсет). По преданию, на этом месте за несколько веков до того апостол Аристовул (из числа семидесяти) и праведный Иосиф Аримафейский впервые проповедовали Евангелие в Британии и основали первую церковь.

Подводя итоги Иннокентьевских чтений, Марина Александровна Михалёва поблагодарила студентов за интересные доклады и пожелала им как можно активнее использовать все те возможности для приобретения новых знаний, которые даёт семинария.

Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова