В Тульской духовной семинарии открылась выставка «Евангельские сюжеты в творчестве Василия Поленова». Это событие, почти невероятное по своему масштабу, удалось осуществить по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия силами Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова и епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».
Открывая выставку, Владыка Алексий от души поблагодарил Наталью Николаевну Грамолину, в течение почти полувека – директора музея – заповедника, ныне – заместителя директора по научной работе:
– Вот уже столько лет музей – заповедник «Поленово» находится в ваших, Наталья Николаевна, надёжных попечительных руках, в щедром покровительстве вашего сердца, вашей мудрости! Мы рады, что вы нашли возможность посетить нашу семинарии для того, чтобы открыть выставку, посвящённую творчеству Василия Дмитриевича Поленова и тем самым позволить нам соприкоснуться с духом, внутренним миром этого замечательного русского человека, великолепного живописца. Для нас очень важно слышать вас, видеть вас и через вас приобщиться к этой радости. Невозможно не поражаться свидетельству этой красоты, глубине проникновения художника в Божественный замысел, способности увидеть во времени вечное, в ограниченности – безграничное. Как здесь не вспомнить слова апостола Иоанна Богослова: «Бог есть свет и в Нём нет никакой тьмы»…
Владыка Алексий попросил Наталью Николаевну рассказать о музее, об удивительном цикле работ художника, названного им самим «Евангельским кругом».
– Музей наш уникален свой стопроцентной подлинностью, – говорит Наталья Николаевна. – Это подлинность ландшафта, территории, подлинность усадебных построек, подлинность коллекций и даже расстановки вещей в доме. Всё это благодаря тому, что дом всегда был в семье. С самого начала усадьба создавалась как музей. «Почему нас так влечет в большие города? Потому что им отдано все – театры, библиотеки, музеи, картинные галереи. А я все это хочу хоть в малой степени отдать деревне», – так сказал Василий Дмитриевич Поленов, когда, придя на совершенно пустой песчаный косогор, посмотрел на этот косогор, как смотрит художник на чистый холст, и решил сделать картину. Но картину не красками, не кистями, не холстом, а землей, саженцами, лопатой, камнем, деревом. И эта картина – лучшее его произведение. Вот представьте: в доме идет обыкновенная семейная жизнь – рождаются дети, приходят гости, мы ссоримся, миримся… Но здесь всегда посторонние. И это не в тягость. Когда приезжали ремесленники из Серпухова, учащиеся из Алексина, рабочие из Тарусы, это была радость, потому что для них это все и делалось. Поэтому даже во времена революции усадьба сохранилась…
Из рассказа Натальи Николаевны студенты и гости семинарии узнали о том, как создавался Поленовым Евангельский цикл:
– Еще со времен ученичества Василия Дмитриевича Поленова привлекала история земной жизни Христа, у молодого художника возникло желание написать серию картин на эту тему. Первое путешествие на Восток было предпринято им с целью сбора материала для картины «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?»). Работая над картиной, Поленов писал, что хотел «создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего Свой путь среди народа».
Спустя десять лет художник совершает еще одно путешествие на Восток. Он с товарищами снова в Палестине, и снова этюды – людей, мест, архитектуры. Теперь это наброски для другого замысла. Василий Дмитриевич начал работу над целой серией картин «Из жизни Христа», в которой хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, рассказывая о земном пути Спасителя. Он работает над циклом картин половину своей жизни, в 1909 г.
64 картины были показаны на выставках в Москве, Петербурге и других городах. В 1910 году состоялась выставка в Праге. Картины произвели сильное впечатление на публику. Он сам считал этот цикл главным делом своей жизни. Названия картин соответствуют первой строке евангельского повествования от Рождества Христова до распятия: «Мечты», «И возвратился в Галилею в силе духа», «Утром вставши рано», «Исполнялся премудрости»… Самая большая картина – «Среди учителей», где отрок Иисус изображен в храме среди умудренных жизнью старцев.
Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин «Из жизни Христа» шла его работа над рукописью «Иисус из Галилеи» – сводом четырех канонических Евангелий, а также над литературно-научным трудом – пояснением к картине «Среди учителей».
В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения – «Всенощная» и «Литургия». Весь этот грандиозный труд должен был решить непосильную задачу, поставленную перед собой художником, – представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности».
На выставке представлены репродукции высочайшего качества, которые дают полное представление об оригинале. Сами работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Если бы у меня была ещё одна жизнь, я посвятила бы её собиранию картин этого цикла, – заканчивает свой рассказ Наталья Николаевна.
Теперь наступает самый важный момент – когда каждый может остаться наедине с этими живописными шедеврами, проникаясь их смыслом и светом.
Марина Горчакова, фото Ильи Колобова