По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в Тульской Духовной семинарии под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» состоялось открытие персональной выставки Жанны Цинман, известной тульской художницы, кандидата искусствоведения, доцента кафедры «Городское строительство и архитектура» ТулГу, преподавателя отделения «Живопись» ТКИ им. Даргомыжского.
Выпускница Тульского колледжа искусств им. А.С.Даргомыжского по специальности «Живопись» и Тульского государственного университета по специальности «Дизайн», Жанна Цинман начала свой творческий путь в 1998 году. Сегодня ее имя хорошо знакомо многим ценителям живописи. Важно отметить, что портретист по образованию Жанна Германовнапостоянно раздвигает горизонты своего творческого мышления и осваивает новые жанры, оттачивая грани мастерства. Лучшее подтверждение тому – солидный выставочный опыт.Живописные и графические работы художницы экспонировались на областных и региональных художественных выставках, международных неделях искусств. И каждая новая экспозиция вызывает большой интерес.
Не стала исключением и персональная выставка, представленная в Тульской Духовной семинарии,под названием «Духовные лики России». «Грустные сказки старого Вильно».
Разделить радость этого события с талантливой художницей пришли не только семинаристы, но и коллеги по «творческому цеху» и преподавательской деятельности, ученики, друзья и близкие.
Открывшая мероприятие, Марина Александровна Михалева, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», сформулировала природу притягательности картин Жанны Цинман следующим образом.
– Жанна Германовна – художник, который покоряет всех своей утонченностью. И лишний раз убеждаешься, насколько быль прав Пушкин, когда говорил, что «нежность всегда сильнее силы». В ееизумительно хрупких работах чувствуется внутренняя глубокая прочность, которая поражает в первую очередь. И уже во вторую -начинаешь думать о том, что именно изображено на полотне.
Выступивший следом председатель Тульского отделения Союза художников России Евгений Житков в своем выступлении отметил, что Жанна Цинман – уже сложившийся и состоявшийся художник, отличающейся любовью к своему делу и сильным характером, помогающим ей добиваться определенных результатов в выставочной деятельности.
– Главное для меня – это настроение, которое всегда присутствует в ее работах. Я очень рад видеть такую великолепную экспозицию и желаю Жанне дальнейших творческих успехов, чтобы продолжать также активно работать и наращивать свое мастерство.
К словам поздравления присоединился и Николай Антонович Шульженко, профессор кафедры «Городское строительство и архитектура» ТулГу, который также обратил внимание на то, что от выставки к выставке творческий почерк художницы становится все тоньше и разнообразнее, а также рассказал о том, с какой самоотдачей Жанна Цинман воспитывает и взращивает художников в широком смысле этого слова в своих студентах.
Эту выставку Жанна Германовна посвятила своему учителю, наставнику, единомышленнику и другу – Игорю Леонидовичу Котеневу, известному архитектору и скульптору, преподавателю Тульского Государственного университета, который ушел из жизни год назад. Теплые и искренние слова, сказанные ею в память о близком человеке, который помог ей сформироваться не только как художнику, но и как личности, открыв новый взгляд на мир, открыв красоту архитектуры и скульптуры, тронули всех присутствующих.
Проректор Тульской Духовной семинарии по учебной работе протоиерей Игорь Агапов сказал о том, как важно людям, черпающим вдохновение и одухотворенных красотой Божьего мира, найти общую дорогу.
– Очень хорошо, что тот дар, которым наградил Вас Господь, преображается в другие таланты – таланты духовные, которые Вы излагаете при помощи красок, в Вашем таланте, как педагога. Своим профессионализмом, притягательностью и искренностью, добрым настроением вы сеете то самое «доброе и вечное» в душах нашей молодёжи, на которую с надеждой смотрит вся страна, ожидая, что в свое время они также смогут, как и Вы открыть свой прекрасный мир. Большое спасибо за Ваши великолепные работы, которые, несомненно, оставят свет в наших душах.
Экспозиция интересна еще и тем, что состоит из двух художественных циклов: «Духовные лики России» и «Грустные сказки старого Вильно». Первый цикл возник после зимнего путешествия художницы по русскому Северу. В него вошла серия этюдов Пскова, Печоры, Вологды, Старого Изборска, Тотьмы, известные поклонникам творчества Жанны Германовны под названием «Северные заметки». В начале 2014 года эти работы экспонировались в арт-галерее Русского культурного центра в Вильнюсе.
А прошедшей весной художница – «очарованный странник» – отправилась в новую творческую поездку: Великий Новгород, озеро Ильмень, просторы Волхова и Ладожского озера, легендарная Старая Ладога, впечатления о которой вылились в новую серию картин.
Совершенно иная графическая и живописная серия «Грустные сказки старого Вильно», созданная «по мотивам» путешествия по Литве. Страну своего детства художница представила в приглушенных, «тихих» красках увядающей осени… Акварели, как будто размытые дождем, городской пейзаж, в котором сочетаются европейская готика и современность…
Жанна Цинман пояснила, в чем заключается логика объединения двух художественных циклов, помимо одинаковых географических широт.
– Мне хотелось показать контраст этих мест. Для каждого художника всегда интересно соединение противоречий. Вильно – великолепный старый город, который, безусловно, притягивает, это моя родина, по которой я ностальгирую… Но это все же облик города, города, исключительно светского, столицы немного грустной, кукольной, увядающей страны, который рассказывает про нее красивые сказки…. А когда ты проезжаешь по русскому Северу, то возникает совсем иное впечатление. Это уже не сказки, это уже духовный крест, который просто падает на тебя откуда-то с неба, и ты меняешься. И мне хотелось, чтобы мои зрители эту разницу почувствовали, даже, если она едва уловима…
По признанию Жанны Германовны, она пишет скорее не пейзажи и, а портреты – глубокие, психологически тонкие и проницательные – каждого из мест, где она побывала. И для этого с каждым городом, храмом, колокольней или небольшим озером она предварительно знакомится: изучает их, вникая в историю и характер, который присущ им, как и людям.
– Для меня духовная архитектура, вовлеченная в природу, сродни старому человеку, который умудрен духовным и жизненным опытом, который может очень многое рассказать, – делится художница, – Старинные церкви и монастыри для меня – это мудрецы, старцы, к которыми ты приходишь, припадаешь, делишься с ними самым сокровенным, а они открывают тебе свои премудрости.
Своими ощущения от знакомства с «портретами» мест, оживающих на полотнах талантливой художницы, поделился представитель нового поколения художников Максим Рудин, студент четвертого курса ТГКМ им Н. Демидова.
– Меня больше всего впечатлили графические работы, выполненные пастелью, тушью, карандашом и гелевой ручкой. Как начинающего художника меня, прежде всего, интересует техника исполнения. Хочу понять, каким образом достигается такая тонкость, такая филигранность. И, конечно же, впечатляет игра теней, оттенков, полутонов, которые и создают такой удивительный свет, исходящий от этюдов.
Людмила Синицына, искусствовед, однокурсница Жанны Германовны по Тульскому колледжу искусств им. А.С. Даргомыжского и близкая подруга, особенно ценит ее творчество за приверженность к классическим традициям.
– Глядя на ее работы, чувствуешь, что ей действительно дорого и близко все исконно русское. В ее работах присутствует тот самый русский дух, который веками питает на Руси творческих людей. Путешествуя по стране, она очень многое открывает для себя и с поразительной любовью отображает жизнь, архитектуру в гармонии с природой, которая уже к сожалению уходит в прошлое, осталась где-то в далеких глубинках и потому – особенно ценную для нас. И, конечно же, стоит отметить стремление Жанны к экспериментам. Она в последнее время пробует работать и гуашью, и с пастелью, использует смешанную технику, что позволяет ей создать свой богатый творческий язык.
Марина Полянская, фото автора.