8 октября II Всероссийская научно-практическая конференция «Образ. Образность. Образование» продолжила свою работу в Тульском краеведческом музее Объединения «ИКХМ».
Участники конференции познакомились с выставкой «Иже добродетелей подвижниче…», где были представлены иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского из фондов музея и старинные книги.
Докладом «Образ преподобного Сергия Радонежского в произведениях иконописи Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» открыла второй день конференции научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГВСМЗ (г. Владимир) Екатерина Ивановна Чижикова. Она рассказала о выставке «Ближний свет издалека», подготовленной Владимиро-Суздальским музеем-заповедником к 700-летию преподобного Сергия. На выставке было представлено около 100 экспонатов 16 – 21 веков из собрания музея – мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство, старопечатные книги, лаковая миниатюра, иконы с изображением преподобного Сергия. Екатерина Ивановна рассказала об особенностях этих икон, отметила, что по обилию сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди русских святых.
«Чтобы свеча духовной памяти никогда не угасла!..» Так назвала своё выступление, посвящённое современной иконе, художник-иконописец из Сергиева Посада Ирина Александровна Виниченко. Она напомнила, каким благоговейным было отношения к иконам и их написанию в Древней Руси:
– Древние иконописцы твёрдо знали, что абсолютная красота и источник красоты и всякого блага – Бог, отсюда и понятие «благолепие». Русь богословствовала в красках. Создать новое, не изучив канонов, традиции, лучших образцов иконописи, невозможно. Однако сегодня художественная безграмотность и нежелание изучать образцы становится в среде иконописцев обычным явлением, часто приходится сталкиваться с дилетантским подходом к написанию икон. Но в иконописи, как и в медицине, дилетантство неприемлемо. Между тем храмы зачастую сотрудничают с малопрофессиональными специалистами, нередко усугубляет ситуацию богословская неосведомлённость спонсоров.
Известная иконописица монахиня Иулиания (Соколова) настаивала, что «учиться можно только копированием старых икон». Древняя икона возникла не из личной фантазии художника, а впитала духовный опыт отцов Церкви, вплоть до апостолов. Сейчас по всей стране создаются иконописные мастерские, только в Москве их больше 20, есть возможность учиться у опытных мастеров, а главное – нельзя забывать, что икона требует к себе особого, благоговейного отношения…
Священник Димитрий Афанасьев, клирик храма Державной иконы Божией Матери (г. Тула, пос. Косая Гора) посвятил свой доклад не менее актуальной теме – «Об использовании авторитета преподобного Сергия Радонежского в учении Рерихов». Он подчеркнул, что многочисленные последователи Рерихов и теперь объявляют преподобного Сергия Радонежского едва ли не основоположником своего лжеучения, не имея на это никаких основания. Между тем учeниe Рeрихов прeдcтавляeт собой возрождeниe древних оккультных эзотeричecких течений первых веков хриcтианcтва, ничего нового оно в ceбe не нecёт, а цeль свою видит в борьбе c Церковью и возвышeнии cобcтвeнного авторитета.
Главный библиограф отдела краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки Марина Владимировна Шуманскаяв докладеи «Простая жизнь. От Гродно до Тулы: cудьба белорусского священника как отражение мировой истории» рассказала о своих поисках и исследованиях, связанных с биографией иерея Антония Котовича (1848-1917). С началом Первой мировой войны этот священник был эвакуирован из Гродно в Тулу, в 1916 году служил в Крестовоздвиженской церкви, потом в Серафимовской, отличался большим усердием, пользовался большим уважением и любовью прихожан. Жизнь этого скромного и самоотверженного служителя Церкви Христовой отражает историю страны на рубеже 19 -20-го столетий.
Об иконография «Сергиева видения» в иконах из коллекции Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» рассказала Методист естественно-исторического отдела Тульского краеведческого музея Ольга Станиславовна Кантинова. Некоторые из тех икон, о которых шла речь, были представлены на выставке «Иже добродетелей подвижниче…» Отдельные иконы на этот сюжет были известны уже в 40-х годах 15-го века.
Иконография «Явления Богоматери Сергию Радонежскому» сложилась на основе текста жития преподобного. Епифаний Премудрый, составитель первой редакции жития, повествует о том, что однажды в пятницу Рождественского поста после молитвы Богоматери преподобный Сергий обратился к своему ученику Михею со словами: «Чадо, будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сей час». После чего раздался глас: «Се Пречистая грядет!» Преподобный Сергий вышел из кельи и увидел Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Он пал ниц, а Михей прикрыл лицо руками, не выдержав сияния, исходящего от Богородицы. Богоматерь, обратившись к Сергию, пообещала никогда не оставлять Троицкую обитель своим попечением.
Художник-реставратор масляной живописи Тульского областного художественного музеяКристина Дмитриевна Креминская посвятила участников конференции в тайны своего мастерства, рассказала об особенностях восстановления иконы «Сергий Радонежский у гроба родителей» из Тульского областного художественного музея, подробно описав каждый этап реставрационных работ. Результат был представлен на фотографиях: поблекшая, повреждённая икона засияла всеми красками.
Завершающая, студенческая секция конференции прошла в Тульской Духовной семинарии. В её работе секции, в обсуждении докладов приняли участие семинаристы.
Оживлённую полемику вызвало выступление студентки 4-го курса факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Дарьи Луговской «Тема праведничества и агиографические мотивы в творчестве Н.С. Лескова». Но полемика коснулась не столько самого доклада, сколько творчества Лескова, обращения к житийному жанру в художественной литературе.
Большой успех имело вдохновенное выступление студентки 3-го курса факультета иностранных языков ТГПУ им. Л.Н. Толстого Анастасии Бурмистровой «Наука и религия как единая основа мировоззрения и деятельности святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Анастасия узнала о святителе Луке совсем недавно, прочитав книгу «Я полюбил страдание». История жизни этого подвижника, по существу, нашего современника, так тронула её и захватила, что девушка постаралась узнать о нём как можно больше – и поделиться своими знаниями с окружающими, что ей и удалось сделать на конференции.
Три студентки-второкурсницы филологического факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого – Юлия Гордеева, Людмила Козлова и Анастасия Скрынникова – подготовили доклад по повести искусствоведа, сотрудницы «Эрмитажа», детской писательницы Самуэллы Фингарет «Богат и славен город Москва». Герой повести – иконописец по имени Андрей Рублев.
При обсуждения доклада высказываются различные точки зрения. Какое отношение герой повести имеет к подлинному преподобному Андрею Рублёву? Стоит ли вообще искать это сходство между литературным персонажем и реальным историческим лицом? Зачем было называть героя именем святого? (Впрочем, когда писалась повесть, Андрей Рублёв ещё не был канонизирован.) В итоге все соглашаются, что книга – добрая, прекрасно иллюстрированная, что она поможет детям полюбить чтение и, возможно, побудит их узнать больше о подлинном Андрее Рублёве. Необходимо заметить, что книга
Завершилась конференция видеопрезентацией «Образ преподобного Сергия Радонежского в отечественной живописи», подготовленной экскурсоводом-методистом Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии Наталией Павловной Фундаевой.
Семинаристы от души поблагодарили студенток педуниверситета за содержательные доклады, ставшие поводом для интересного разговора. Преподаватель ТДС священник Владимир Болгарин отметил, что это время было потрачено с пользой.
Директор епархиального культурно – просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва подвела итоги конференции и сообщила, что по её материалам будет издан очередной сборник, в который войдут все прозвучавшие доклады.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов