В стенах Тульской Духовной семинарии состоялась встреча, приуроченная ко дню памяти митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева).

С 1989 по 1999 годы владыка Серапион возглавлял Тульскую кафедру, но до сих пор о нем с любовью вспоминают и в Иркутске, Владимире, Кишиневе, где он также исполнял свое архипастырское служение. Под духовным окормлением митрополита в Туле и области открылись многочисленные храмы, стали действовать монастыри, началось обучение на пастырских курсах, в регентской и иконописной школах.

Проректор Тульской Духовной семинарии по учебной работе протоиерей Игорь Агапов рассказал собравшимся о служении Владыки Серапиона на Тульской земле: «6 июля 1989 года митрополит Серапион (Фадеев) возглавил Тульскую епархию, и с этого времени начался процесс ее возрождения. Несмотря на экономический спад в стране и обнищание населения, практически во всех храмах областного центра начались реставрационные и ремонтные работы.

Была восстановлена колокольня Свято-Никольского (на Ржавце) храма, приобрели первоначальный вид храмы Сергия Радонежского, Рождества Христова (Николо-Зарецкий), Свято-Вознесенский храм. Неустанными заботами владыки были воссозданы Щегловский монастырь в Туле и Жабынская пустынь в Белевском районе.

Были созданы и начали действовать две новые обители – Свято-Казанская в селе Колюпаново Алексинского района и Свято-Успенская в Новомосковске. Были построены новые храмы: в честь иконы Божией Матери «Донская» в Туле; в Ленинском поселке, Щекино, Ефремове, Новомосковске, в колонии под Плавском. Была создана Тульская Православная классическая гимназия и возрождена газета «Тульские епархиальные ведомости».

При митрополите Серапионе усилилась борьба с различными видами религиозных культов и сект. При епархии был открыт отдел катехизации, организованы курсы катехизаторов и учителей воскресных школ.

При храме Сергия Радонежского началась работа Тульского православного молодежного движения. Традиционными стали Рождественские чтения, в которых начали принимать участие не только представители духовенства, но и ученые, историки, краеведы, преподаватели учебных заведений Москвы».

В продолжение встречи с докладом на тему «Новомученики – выпускники Тульской Духовной семинарии» выступил студент 5 курса ТДС Иван Тиньков: «В 20 веке России и Русской Православной Церкви довелось пережить испытания, доселе на земле невиданные. От Соловецких островов до казахских степей, от Карелии до Колымского нагорья и Магадана протянулись сотни и тысячи лагерей. И в каждом лагере, словно огоньки лампад, горели сердца исповедников, страдавших за веру Христову. Именно вера помогла им выстоять, не сломаться, сохранить человеческий облик.

В это столетие свидетелями веры были и выпускники Тульской Духовной семинарии: священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Василий (Архангельский), священномученик Агафангел (Преображенский), священномученик Лаврентий (Князев). На Архиерейском Соборе 2000 года они были прославлены в лике святых.

Один из первых учителей Церкви Тертуллиан писал так: «Кровь мучеников – семя христианства». И история Русской Православной Церкви в 20 веке стала ярчайшим подтверждением этого постулата. Именно подвиг новомучеников и исповедников Российских стал тем плодотворным семенем, из которого она восстала. Это семя продолжает питать нашу Церковь и сегодня, а подвиги исповедников могут стать для нас истинными духовными маяками, образцами душевной стойкости».

Затем студент 5 курса ТДС Федор Передиреев прочитал доклад на тему «Подвиг священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского»: «На исходе второго христианского тысячелетия Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских 20 века.

Русская Православная Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верой, молитвой, покаянием на устах и в сердце.

Одним их иерархов, пострадавших от большевистского красного террора, был епископ Лаврентий Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Волею судеб, его епископское служение было недолгим: в общей сложности он прожил в Нижнем Новгороде 1 год и 8 месяцев, по сути, самостоятельно руководя епархией. Именно владыка Лаврентий в самое сложное и смутное время, разгар революционных потрясений, сумел организовать и сплотить вокруг Церкви Христовой свою паству.

В сентябре 1918 года, на основании предписания Отдела по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, епископ Лаврентий был арестован и препровожден в тюрьму. Владыка писал, что причина ареста ему неизвестна: «Слова «возвратить причтам отнятую у них землю и восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы материального обеспечения» отнюдь не выражали явное требование к мирянам о насильственном возвращении земли, лишь просьбу, обращенную к доброй воле крестьян, помочь причтам в добывании насущного куска хлеба. Добавляю, что если за таковое воззвание кто бы то ни было должен отвечать, то я беру ответственность на себя».

В ноябре того же года комиссия по борьбе с контрреволюцией признала его «виновным по политическим мотивам». В ночь с 6 на 7 ноября латышские стрелки расстреляли епископа и протоиерея Алексия Порфирьева. Тела священнослужителей были увезены для погребения на Мочальный остров, где и были предположительно захоронены (или попросту сброшены в реку).

Преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, Нижегородский викарий, в 2000 году был причислен к лику святых новомучеников, в земле Российской просиявших. Его память отмечается 24 октября/6 ноября, в праздник в честь иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость»».

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня увидеть, что существует духовный мир, и он намного важнее, чем материальный. Необходимо сохранять душу незамутненной, ведь она – образ Божий в человеке. В раскрытой книге истории Русской Церкви 20 века навечно запечатлен подвиг святых новомучеников и исповедников. Он учит нас строгой вере и служит спасительным уроком.

Олеся Феофилова, фото автора