В рамках одной из секций IX Областных Рождественских чтений в Тульской Духовной семинарии состоялось открытие выставки «Благовестнические путешествия святого апостола Андрея». В работе секции приняли участие семинаристы и преподаватели ТДС.
В основе этой необычной выставки – дипломная работа студента сектора заочного обучения ТДС, священника Владимира Федака, посвящённая миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного. Основные тезисы работы, представленные в виде текстовых фрагментов, проиллюстрированы репродукциями картин русских и европейских художников. Особое место на выставке занимает коллекция артефактов из фондов семинарского церковно-археологического кабинета, найденных в ходе археологических раскопок на месте древнего Херонеса – именно там, где два тысячелетия назад проповедовал Благую весть святой апостол Андрей, и где впоследствии принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Представленные на выставке фрагменты древнегреческих амфор, сосудов, чаш имеют особую ценность, потому что на них сохранились надписи на древнегреческом языке и рисунки – изображения виноградной грозди и колоска – которые, вполне вероятно, являются древними христианскими символами.
Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», заведующая ЦАК Марина Александровна Михалёва рассказала о том, как возникла идея объединить открытие выставки с апробацией дипломной работы студента заочного отделения.
Рассказ о благовестнических путешествиях Андрея Первозванного – первого миссионера на протославянских территориях, провозглашённого святым покровителем России, семинаристы слушали с большим вниманием. Особенно заинтересовала их тема посещения апостолом Руси.
Отец Владимир привёл мнения учёных, большинство из которых не подвергает сомнению факт посещения Андреем Первозванным русских земель.
Полностью поддерживал предание о посещении Руси святым апостолом Андреем М.В. Ломоносов. Эти убеждения разделял митрополит Макарий (Булгаков), который писал: «Как бы то ни было, только предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать это или принимать за одну лишь идею. Скажут ли, что этот путь слишком далек, что святому Андрею и без того требовалось много времени, чтобы обойти с проповедью вокруг Черного моря и посетить области Греции, в которых он, несомненно, основал несколько частных Церквей? Но надобно помнить, что не пять и не десять лет подвизался на своем поприще этот великий учитель, но, по самой меньшей мере, более двадцати, а, по мнению вероятнейшему, около сорока; должно помнить и ту апостольскую ревность, с какой ученики Христовы спешили в самые отдаленные страны мира для привлечения их к своему Учителю и Господу…»
Проректор ТДС по учебной работе протоиерей Игорь Агапов поблагодарил иерея Владимира за глубокий исследовательский труд и предоставил слово семинаристам, подготовившим доклады к Рождественским чтениям.
Студент 3-го курса Сергей Макшанов выступил с сообщением на тему «Церковь и нация». Опираясь на «Социальную концепцию Русской Православной Церкви», он подчеркнул, что вселенский характер Церкви не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру.
Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Это и святой благоверный князь Михаил Тверской, и святой великомученик Димитрий Солунский.
Церковь Русская много раз благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и отечество – ты примешь жизнь и венец на небе».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби его законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».
Своё выступление Сергей Макшанов завершил выводом:
– Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе, путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.
Доклад студента 3-го курса ТДС Алексея Маничева был посвящён святому равноапостольному князю Владимиру.
В заключение семинаристы посмотрели документальный фильм о Крещении Руси.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов