Студенты Тульской Духовной семинарии побывали в музейно-выставочном центре «Тульские древности» – филиале государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Интерактивная экскурсия стала для семинаристов своеобразным путешествием во времени. Они познакомились с обустройством старинной русской избы и секретами тульских мастеров, попробовали себя в гончарном и кузнечном деле.
Экспозиция «Секреты тульских мастеров» представляет собой реконструкцию русской избы и мастерских XVI-XVII веков. Здесь всё устроено так, чтобы посетитель ощутил домашнюю атмосферу того времени, почувствовал её своеобразный уют, так непохожий на современный.
– Самое главное и почётное место в доме – красный угол, где обычно сидел хозяин, глава семьи или почётный гость, – рассказывает экскурсовод. Сейчас в качестве гостя присутствует Акинфий Демидов – восковая фигура, созданная на основе его прижизненного портрета.
Напротив красного угла – печка. Здесь она небольшая, символическая. В средневековой же избе печь занимала примерно половину всего помещения и выполняла множество функций – служила и кухней, и баней, и средством отопления. Семинаристам показали, как разжигалась русская печь с помощью огнива.
В отличие от большинства музеев, где на каждом шагу предостерегают – «руками не трогать», – здесь всё можно не только потрогать, но и подержать в руках любой предмет – например, достать при помощи ухвата горшок из печки.
Внимание семинаристов привлёк необычный стол, устроенный так, чтобы под столешницей можно было хранить посуду. Самой доступной и дешёвой была посуда деревянная, которая большей частью изготавливалась из липы. Очень красива и к тому же практична посуда из бересты, от неё глаз невозможно оторвать. Конечно, представленная в экспозиции берестяная посуда сделана современными мастерами, но в полном соответствии со старинными образцами. Экскурсовод рассказывает, что такая посуда заменяла термос и холодильник: молоко в ней не кисло, чай не остывал, а крупа не впитывала влагу.
Главный предмет на столе – братина, большой шарообразный сосуд, в котором подавали и пищу, и питьё. Кстати, пища подавалась не солёной, соль была большой ценностью. И если на стол ставилась солонка, это считалось щедрым жестом; а если не ставилась, гость уходил «не солоно хлебавши» – вот откуда происходит это известное выражение.
В «женском» углу избы – предметы для стирки и глажения белья: валёк, скалка и прочее. В богатых домах имелись специальные чугунные утюги для разглаживания кружев – в экспозиции музея они тоже представлены.
А как же освещались средневековые жилища? Для освещения дома достаточно было лучинки, да и она требовалась не часто – люди ложились с наступлением темноты и вставали вместе с солнцем.
Как правило, в избе размещались мастерские и все необходимые для ремесла приспособления, например, гончарный круг, с помощью которого можно было делать не только посуду, но и кирпичи.
Семинаристам рассказали об изготовлении знаменитых филимоновских игрушек, о символике их рисунка и цвета, о различных свойствах глины и предложили им попробовать себя в гончарном деле.
Гордость музея – гончарный горн XIII века, в котором обжигали глиняную посуду. Этот экспонат был привезен с места раскопок древнерусского поселения Монастырщино на Куликовом поле.
Семинаристы расспрашивали сотрудников музея о назначение различных незнакомых предметов, о старинном укладе жизни.
– Было очень интересно познакомиться с бытом тульских мастеровых, с предметами домашнего обихода, – говорит второкурсник Александр Митин, – понравилась атмосфера музея, здесь чувствуешь себя непринуждённо, получаешь ответы на все вопросы.
Студента 2-го курса ТДС Николая Шевчука особенно заинтересовало всё, что связано со старинными техническими процессами:
– Очень хочется проработать с помощью всех этих инструментов, которыми пользовались кузнецы или гончары, что-то создать своими руками. Нам представилась редкая возможность – выковать монету с гербом Тулы методом холодной ковки. Оказалось, не так уж это и просто!
Посещение музея стало для семинаристов настоящим уроком истории, своеобразным практическим занятием.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов