В Тульской Духовной семинарии состоялись IX областные церковно-краеведческие чтения, участниками которых стали ведущие сотрудники Государственного архива и музеев Тульского региона, краеведы, писатели, учащиеся и преподаватели общеобразовательных и высших учебных заведений области, студенты ТДС.
Проректор ТДС по учебной работе протоиерей Игорь Агапов поприветствовал собравшихся от имени ректора Тульской Духовной семинарии – митрополита Тульского и Ефремовского Алексия: «Знания по церковному краеведению являются неиссякаемым источником, который приносит пользу подрастающему поколению. Молодежь, приобщаясь к своим корням, обретает смысл разумного существования своей жизни».
Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева отметила, что в этом году необычайно широкий спектр тем для выступлений участников: «Чтения проходят в год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, которому по промыслу Божию было даровано совершить цивилизационный выбор для нашего Отечества. Таким образом, рамки встречи были расширены почти до бесконечности. Выбор, который делает народ, храмы, судьбы людей – все это включается в понимание выбора перед Богом и человеком».
В продолжение встречи в рамках секций «Церковное краеведение» и «Духовно-нравственное воспитание через краеведение, литературу и искусство» со своими докладами выступили участники Чтений.
Ведущий специалист отдела учета и хранения фондов ГУК ТО «Объединение «ИКХМ» Татьяна Гнидина рассказала о работе над темой «Духовная книга – «связующая нить времен» из коллекции старопечатных и церковных книг «Объединения «ИКХМ»: «Духовная книга – нравственная опора для человека и в трудные дни, в период исторических потрясений, и в обычные дни мирного времени. В фонде редкой книги Краеведческого музея находится немало интересных изданий, принадлежавших нашим землякам. Туляки хранили в своих семьях книги как драгоценность, поэтому можно сказать, что традиционные ценности (любовь и почитание родителей, любовь к родному Отечеству, своему языку и культуре), привитые в семье и пронесенные через все тяготы жизни – вечны.
Издания, хранящиеся у нас, в красивых добротных переплетах, с гравюрами и искусными шрифтами – все это говорит о том, что книги были изданы с любовью. В XVIII – первой половине XIX века переплетные работы велись вручную. Каждый переплет уникален и изготовлялся по заказу владельца. Все мастера переплета книг духовного содержания до 1917 года соблюдали «Подлинник о книжном переплете» неизвестного автора, датируемый концом XVII – началом XVIII века. В форме беседы мастера и ученика там простым языком, но довольно подробно изложены секреты переплетного искусства.
Хочу заметить, что из поколения в поколение книга передает духовное наследие, семейные ценности. Она как предмет духовной и материальной культуры формирует культурную среду, культуру чтения и эстетический вкус читателя».
Научный сотрудник МУК «Тульский историко-архитектурный музей», кандидат исторических наук Алексей Панин выступил с докладом «Открытка и икона. Повседневная жизнь верующих в СССР»: «Предвестниками поздравительных открыток в России могут считаться лубочные картинки, которые появились в первой половине XVII века. Самые первые «русские народные картинки» были религиозного содержания, к ним относятся также копии икон. Они получили широкое распространение, так как были гораздо доступнее по цене, чем оригиналы. Такие картинки могли использовать и как украшение, и как иконы. Лубок в целом, и на религиозную тему в частности, стал важной частью народной культуры. Церковь к таким лубкам относилась критически, в 1674 году Патриарх Московский Иоаким осуждал тех, кто печатает «на листах бумажных образ Спасителя», равно как и тех, кто подобные «печатные листы» приобретает «не для почитания образов, но для пригожества (красоты)».
История создания почтовой открытки началась в 1872 году, когда были введены в обращение открытые письма. Первые пасхальные открытки в России появились благодаря деятельности общины Святой Евгении. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч почтовых карточек разнообразного содержания.
После революции 1917 года все открытки были объявлены буржуазным предрассудком, однако их история продолжилась. Получить некоторое представление о праздничных почтовых карточках можно, обратившись к наследию доктора богословия, протоиерея Ростислава Лозинского. В его архивах, переданных в музей «Тульский некрополь», сохранились альбомы «художественных поздравлений» за период 1957-1989 гг., часть из которых уникальна. Наибольший интерес представляют шесть открыток пасхального цикла 1982-1987 годов. Это авторские работы, принадлежащие кисти профессора Государственной академии славянской культуры, иконописца Владислава Низова. По сути, мы имеем дело с иконографическими сюжетами, что расширяет значение открыток и превращает их из простых поздравлений «по случаю» в некие образцы религиозного искусства, сохраняющего значение не только в праздники, но и в повседневности.
Почтовые карточки воспроизводят сюжеты икон «Сошествие во ад», «Образ всех Святых, в Земле Русской просиявших», «Рождество Христово». Так, на рождественской открытке вместо поздравления воспроизводится Кондак праздника. Можно сказать, что поздравительные карточки стали средством наставления и научения в вере. В Советском Союзе образы со стен православных храмов перешли на бумагу и вошли в повседневную жизнь верующих».
Ведущий специалист Музея военной истории Тульского края, филиала ГУК ТО «Объединение «ИКХМ», Александр Белов рассказал о судьбе тульских храмов, пострадавших в годы Великой Отечественной войны: «Отзвуки войны доносятся до нас и сейчас, спустя семь десятков лет. В декабре прошлого года специалисты тульского МЧС извлекли и обезвредили застрявший на высоте сорока метров в стене колокольни храма Казанской иконы Божией Матери в селе Липово Щекинского района снаряд времен Великой Отечественной войны калибра 122 мм, находившийся на боевом взводе. Его случайно обнаружили строители, которые занимались реставрацией колокольни. По словам местных жителей, на колокольне находилась огневая точка немцев, которую все же удалось уничтожить нашим солдатам.
В те годы многие храмы были порушены, но вера жила. Это была вера в Победу и Божию помощь, которая не оставляла людей в самые тяжелые дни оккупации и осады».
В завершении Чтений директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева поблагодарила участников за их выступления и напомнила, что все доклады, которые прозвучали во время встречи, будут опубликованы в Областном краеведческом сборнике.
Олеся Феофилова, фото автора