Со студентами Тульской Духовной семинарии встретился заслуженный работник культуры, Почётный гражданин города Тулы Вячеслав Иванович Боть – один из организаторов краеведческого движения Тульской области.
Под его руководством в 1961 году был проведён первый семинар музейных работников и краеведов Тульской области. Возглавляемый им долгие годы Тульский областной краеведческий музей стал центром музейно-краеведческой работы в области. Ныне В. И. Боть – старший научный сотрудник Дома-музея имени В. В. Вересаева. Одновременно он ведёт большую общественную работу – в частности, является заместителем председателя Тульского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом комиссии по историческому наследию и городской топонимии. В. И. Боть – автор многочисленных статей, очерков, книг по истории, культуре, литературе.
Встреча Вячеслава Ивановича с семинаристами была посвящена нашему земляку, церковному и государственному деятелю XVII века, дипломату, писателю и книжнику, иеромонаху Арсению Суханову. В.И. Боть много лет посвятил поиску и изучению материалов, связанных с биографией и трудами этого выдающегося, но незаслуженно забытого человека, оставившего значительный след в истории нашей страны.
В журнале «Вестник Тульской Православной классической гимназии» (№ 3, 2000 г.) была опубликована статья В. И. Ботя «Труды и дни Арсения Суханова», которая, по сути, является жизнеописанием иеромонаха Арсения. О ней и шла речь.
В статье рассказывается, что иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов) родился в 1600 году в деревне Спицыно (она существует и сегодня на территории Щёкинского района), в семье обнищавшего дворянина Путилы Елизарьевича Суханова. Юноша рос любознательным и серьёзным, вскоре он ушёл в монастырь набираться учёности, сменив мирское имя Антон на монашеское Арсений. Он освоил греческий, латинский и польский языки, стал широко образованным человеком своего времени. Владел грамматикой, риторикой и диалектикой. Был переписчиком книг, архидиаконом, выполнял обязанности личного секретаря патриарха Филарета. Уже с 1637 года Суханов блестяще проявил себя на дипломатическом поприще. Вместе с посольством князя Волконского его направили в Кахетию с поручением узнать как можно больше об этой земле, о настроениях её населения.
Иерусалимский патриарх Паисий, прибывший в 1649 году в Москву для сбора пожертвований на украшение Гроба Господня, обратил внимание царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа на то, что в русских богослужениях присутствуют отступления от обрядов Восточной Православной Церкви. В качестве посланника на Восток для изучения обрядов церкви был направлен в Константинополь блестяще образованный иеромонах Арсений. Однако доехать до Константинополя ему не удалось. Он дважды возвращался в Москву, сначала из Ясс, а затем с Афона. Итогом его путешествий стал труд «Прения с греками о вере», а также подробные описания обычаев, нравов местного населения, климата и растительности, животного мира, крепостных укреплений городов, через которые проходил его путь.
В феврале 1651 года иеромонах Арсений вновь был направлен царем в Константинополь и Иерусалим. Известно, что по пути он встречался с гетманом Богданом Хмельницким в Чигирине и участвовал в обсуждении вопросов присоединения Украины к Московскому государству. Из долгого и многотрудного путешествия он привез в Москву и представил царю и патриарху отчет, названный «Проскинитарий» (в переводе – «Поклонник»).
В связи с начатым патриархом Никоном исправлением богослужебных книг возникла необходимость в возможно большем количестве древнегреческих текстов, так как число имевшихся в России оказалось недостаточным для подобных работ. В 1654 г. для приобретения необходимых греческих рукописей патриарх Никон послал Суханова на Афон и Восток. Поездка требовала особой осторожности, поскольку старец Арсений вез с собой «государеву милостыню», взамен которой в греческих монастырях предполагалось получить необходимые рукописи. Во время полного опасностей путешествия, продлившегося два года, Суханов посетил восемнадцать афонских монастырей, в которых лично отобрал 500 греческих рукописей. Всего он сумел приобрести на Востоке более 700 ценных и редких рукописей, 498 книг доставил в Москву лично, другие были привезены вслед за ним посланцами с Афона. Основная часть рукописей была написана на греческом. Старейшей из рукописей было более 1050 лет, многим – более 700, 500 и 400 лет. Приобретенные иеромонахом Арсением рукописи стали украшением Патриаршей библиотеки, часть из них была издана на Московском печатном дворе.
Завершая жизнеописание выдающегося церковного деятеля XVII века, Вячеслав Иванович Боть рассказал, что после возвращения из путешествия за рукописями иеромонах Арсений выполнял обязанности келаря Троице-Сергиева монастыря, где ему была отведена отдельная келья. С 1661 года он руководил работой Московского печатного двора. В январе 1665 года он вернулся из своего последнего путешествия, в ходе которого доставил из Иерусалима заказанную им по поручению патриарха Никона модель Храма Гроба Господня. По образцу этой модели была построена церковь Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре. Скончался иеромонах Арсений 14 августа 1668 года в Москве, был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре.
Семинаристов, многие из которых впервые услышали об Арсении Суханове, заинтересовала эта яркая личность. Они задали Вячеславу Ивановичу множество вопросов о работе над жизнеописанием иеромонаха Арсения. Спрашивали и о том, где именно в Троице-Сергиевой лавре находится место его захоронения. В.И. Боть ответил, что место это пока не найдено.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов