В стенах Тульской Духовной семинарии состоялись Чтения, приуроченные ко дню памяти священномученика Петра Павлушкова – бывшего ректора ТДС и настоятеля храма 12 святых Апостолов.
Открывая встречу, преподаватель Тульской Духовной семинарии иерей Константин Ситников подчеркнул, что в тяжелые времена лихолетья 20 века священномученик Петр Павлушков оставался верен Матери Церкви и Богу: «20 век был непростым периодом в истории нашего народа. Парадоксален тот факт, что вчерашние гимназисты и студенты, которые еще недавно ходили в храм и причащались, после 1917 года стали громить дома Божии и вешать священников. Однако были и люди, которые своей кровью и мученической смертью засвидетельствовали верность Христу и Церкви. Одним из таких подвижников Тульской земли являлся священномученик Петр Павлушков.
Кровь мучеников – это часть церковного организма, потому неслучайно в антиминс, на котором служится Божественная литургия, всегда вшивается частица мощей мученика. Мученичество – это самый высокий христианский подвиг, потому что в нем раскрываются любовь и свидетельство за Христа».
Студент 4 курса Тульской Духовной семинарии Сергей Макшанов рассказал о жизни протоиерея Петра Павлушкова: «Простота, искренность, сердечность, вежливость, интеллигентность, неординарность мышления, ум, академическая образованность – эти черты были присущи Петру Павлушкову. К сожалению, кроме судебных дел, сохранилось очень мало сведений, касающихся жизни священномученика. С теплотой и дружескими чувствами вспоминал об отце Петре архимандрит Макарий (Кобяков), бывший секретарь священномученика Игнатия (Садковского), отмечал его естественность, деликатность и благородство в обращении, умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни, так что становилось понятно и простому малограмотному прихожанину.
Начало служения отца Петра в храме 12 Апостолов почти совпало с варварской кампанией по изъятию церковных ценностей и началом разнузданной деятельности обновленцев, стремящихся любой ценой освободить тульские храмы от священнослужителей, не поддерживающих их движение. К этому времени протоиерей Петр Павлушков уже пользовался большой любовью и почитанием паствы. Его проповеди отличались простотой и доходчивостью. Люди со всего города собирались, чтобы получить простые и ясные ответы отца Петра на волнующие их вопросы.
В разгар кампании по изъятию церковных ценностей 26 марта 1926 года протоиерей был арестован. В обвинительном заключении говорится, что он «обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, например: «Если мы не будем поддерживать советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете»..».
Через 1 год и 8 месяцев отец Петр был освобожден и вернулся служить в родной храм Двенадцати Апостолов. Несмотря ни на какие гонения и преследования, беззакония и репрессии, истинное Православие постепенно, почти незаметно, набирало силы, крепло, и к середине 30-х годов обновленчество полностью потеряло свои позиции в Туле. Весомый вклад в эту победу внесли священники, сохранившие верность заветам Святых Отцов. И среди них одним из первых можно назвать протоиерея Петра Павлушкова, непримиримого и бескомпромиссного борца с обновленчеством, верного последователя Патриарха Тихона, а после его смерти – местоблюстителя митрополита Петра.
9 сентября 1937 года протоиерей Петр Павлушков был арестован, 19 ноября ему был вынесен смертный приговор, а 23 ноября он в числе прочих обвиняемых был расстрелян в Тесницком лесу».
Студент 5 курса ТДС Игорь Гамазин прочитал доклад о священномученике Онисиме (Пылаеве), епископе Тульском: «Даже в тяжелые годы гонений на Церковь епископ Онисим часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно.
Владыка уговаривал священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом, ведь при отсутствии религиозного образования народ все более погружался во тьму невежества.
1 апреля 1936 года епископ Онисим был обвинен в том, что «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью – подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, обрабатывал молодежь в антисоветском духе». После этого Владыка был сослан в Северный край.
В Рождественский сочельник 6 января 1938 года епископ Онисим был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. Через все годы заключения и ссылок он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Епископ Онисим». За обедом он всегда пользовался ею и всегда брал ее с собой в предвидении нового следствия и заключения. Но на этот раз он не стал брать ложку с собой, так как понял, что конца следствию не будет, не будет ни заключения в лагере, ни ссылки, а сразу будет Царствие Небесное – оставалось в последний раз пострадать со Христом, чтобы навечно быть с Ним. 13 января Владыка был приговорен к расстрелу. 27 февраля епископа Онисима расстреляли в Архангельске и погребли в безвестной общей могиле».
Студент 5 курса ТДС Владислав Скоркин рассказал о жизненном пути преосвященного Игнатия, епископа Белевского: «Деятельность Владыки в Белеве в начале 1920-х годов была многогранна и объемна. Поддерживаемый верными соратниками, он твердо следовал наставлениям Патриарха Тихона, продолжая отстаивать святые каноны, не изменяя истинной вере, объединяя православных мирян в почитании и любви к Господу. Ни в Туле, ни в Белеве властям не удалось «разложить» Православие.
17 января 1923 года епископ Игнатий был впервые арестован. Он отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. У Владыки открылся туберкулез и еще ряд болезней, но это не сломило его, он остался верен своим принципам и вернулся в Белев. Вторично епископа Игнатия арестовали в 1926 году.
В эти годы окончательно сформировались так называемые «подпольные монастыри» из преданных, глубоко православных людей, монахов и монахинь, которые жили в городах на квартирах. Они работали кто на дому, кто в мелких конторах и артелях, но все были объединены одним делом – служением Богу.
28 декабря 1929 года Владыку вновь арестовали и направили в Усть-Вымский исправительно-трудовой лагерь в Архангельске. 2 июня 1932 года его освободили из заключения и он совсем больной приехал в Тулу. В 1933 году архиепископ Иувеналий (Масловский), будучи правящим архиереем Рязанской епархии, пригласил к себе епископа Игнатия, который был поставлен епископом Скопинским, викарием рязанской епархии.
Особым совещанием НКВД 16 марта 1936 года Владыка был осужден на 5 лет лишения свободы, а 15 октября 1937 года дополнительно осужден на 10 лет. В справке УФСБ по Тульской области, полученной Тульским епархиальным управлением, говорится: «Садковский Игнатий Сергеевич умер 9 февраля 1938 года в Кулойлаге. Причина смерти неизвестна. Захоронен на территории лагеря».
Имя священномученика епископа Игнатия (Садковского) занесено в хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997 годы), как почитаемого в народе подвижника веры и благочестия».
В завершении встречи семинаристы вспомнили слова проповеди священномученика Петра Павлушкова: «Верующие христиане должны быть в своей вере и не бояться ничего. Вспомните, сколько у нас мучеников было, и как твердо они себя держали, как боролись за веру. Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все мученики записаны, как в особую книгу.
Нам надо спасти Россию от врагов. Россия гибнет, а вместе с нею погибает и вера христианская. Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает ее».
Олеся Феофилова, фото автора