В стенах Тульской Духовной семинарии состоялись юбилейные X областные церковно-краеведческие чтения, приуроченные к 215-летию учреждения и 15-летию восстановления ТДС.

Ежегодно в Тульской Духовной семинарии проходят областные церковно-краеведческие чтения, организованные епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. Цель чтений – введение в научный оборот современных исследований и материалов по Тульской епархии, выявление церковно-общественных и культурных связей епархии с регионами России и другими странами, а также обсуждение проблем нравственного воспитания через постижение духовного опыта предыдущих и настоящих поколений русского народа.

Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева выразила уверенность в том, что нынешние чтения будут достойными и интересными: «В этом году семинария отмечает 215 лет со дня основания и 15-летие восстановления, поэтому в качестве приоритетных тем мы предложили рассмотреть духовное образование в Тульском крае, вспомнить страницы военных времен семинарии и традиции ее миссионерской и культурно-просветительской деятельности.

Мы очень рады, что в этом году на участие в Чтениях откликнулись преподаватели средних общеобразовательных школ, сотрудники библиотек и Государственного архива Тульской области, а также передовые музеи нашего региона – музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Тульский областной краеведческий музей.

У нас есть абсолютная убежденность в том, что нынешние чтения будут очень достойными и интересными, и по их итогам мы выпустим замечательный сборник.

Стоит добавить, что ежегодно мы проводим благотворительную акцию, и в этом году участники чтений могут помочь Обществу семей с детьми-аутистами «Маленькая страна – мы есть!». Ребятам нужны цветная бумага, картон, цветные карандаши, гуашь, керамическая плитка, фанера для творчества, а также мука, растительное масло и картофель, потому что дети учатся готовить блюда из картофеля. Мы рассчитываем, что и в этом направлении наше сегодняшнее собрание состоится лучшим образом – традиция не будет утеряна, и впоследствии мы с радостью передадим все собранное детям с особенностями развития».

В продолжение встречи участники чтений выслушали ряд докладов: «Благодатное сотрудничество, или о взаимодействии светского и духовного образования», «Профессор Тульской Духовной семинарии Николай Троицкий и его вклад в сохранение церковных древностей государства Российского», «Сокровища «Палаты древностей» в собрании ТОКМ», «Забытое имя: выпускник Тульской Духовной семинарии профессор Кудрявцев», «Традиции русского народа в жизни тульского духовенства», «Проблема духовного образования в современной школе».

Главный библиограф отдела краеведения ГУК «Тульская областная универсальная научная библиотека» Марина Шуманская рассказала о трудах преподавателя ТДС Дмитрия Скворцова, хранящихся в фонде учреждения: «29 сентября 2016 года исполняется 155 лет со дня рождения историка Церкви, магистра богословия Дмитрия Скворцова. Его имя мы можем найти в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, Большой энциклопедии товарищества «Просвещение», Полном православном энциклопедическом словаре, изданном до Революции.

Дмитрий Иванович родился в 1861 году. Он был сыном священника Солигаличского уезда Костромской губернии. Начальное образование получил в Солигаличском духовном училище, среднее – в Костромской духовной семинарии, высшее – в Московской духовной академии, где окончил курс со званием магистранта в 1886 году. В 1891 году Дмитрий Скворцов был удостоен ученой степени магистра богословия за сочинение, посвященное преподобному Дионисию Зобнину – архимандриту Троице-Сергиевой Лавры.

В 1887 году Скворцов был назначен преподавателем Тверской Духовной семинарии, а с 1900 года преподавал науку о расколосектантстве в Тульской Духовной семинарии и одновременно исполнял должность епархиального миссионера. В 1912 году тульская общественность торжественно отпраздновала 25-летие учебно-педагогической службы Дмитрия Ивановича. На этот момент он состоял также товарищем председателя Совета братства св. Иоанна Предтечи, председателем миссионерской комиссии, членом Тульской палаты древностей, членом Тульского епархиального училищного совета и Тверской архивной ученой комиссии.

Вот некоторые из его главных трудов: «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря», «Идея Православия как созидательная сила Русского государства и современные церковные братства как охранители этой идеи», «Орден иезуитов как сила политическая», «О современном русском сектантстве протестантского характера», «Наблюдения и впечатления миссионера»».

Краевед Игорь Родинков выступил с докладом «Тульский край и Тульская Духовная семинария в Отечественной войне 1812 года»: «31 августа 1812 года преосвященный Амвросий издал указ о приостановке занятий в семинарии в связи с войной. Часть семинаристов была направлена писарями в полки ополчения. Род служебных занятий семинаристов состоял в письмоводстве, а также они заведовали делопроизводством. Свою службу семинаристы проходили рачительно, не было жалоб на их неисправность со стороны военного начальства.

Материальное положение писарей-семинаристов в полках было тяжелым, и отношение к ним со стороны военачальников было различным: от доброжелательного, поощрительного до грубого насилия. Были случаи побега из полков в родительские дома, но были и примеры достойного исполнения семинаристами своих служебных обязанностей. Так, ученик риторического класса Петр Глаголев, служа писарем в третьем казачьем пехотном полку, был с ним в Пруссии, где Тульское ополчение принимало участие в осаде немецкого города Данциг.

Через сто лет, в 1910-1912 годах, юбилейная Комиссия по награждению потомков-участников войны 1812 года отметила 179 ополченцев-туляков, в числе которых священники – писарь 1-го конно-казачьего полка генерал-майора Щербатова Петр Чулковский и писарь 2-го конно-казачьего полка подполковника Беклемишева Андрей Щеглов.

Сейчас известны имена 46 семинаристов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Их список можно найти в статье иерея Павла Мананкина. Он выделил отдельно трех человек из этого списка: Ивана Мясновского, Симеона Зелятрова и Феодора Рождественского. Иван Мясновский, сын священника Богородицкой церкви в Гончарах г. Тула, впоследствии стал протоиереем Николо-Зарецкого храма.

Симеон Зелятров, сын пономаря из с. Новоспасско-Петровское Епифанской округи, в 1825 году был пострижен в монашество с именем Стефан и назначен инспектором и учителем философии в Смоленскую семинарию. В 1828 году он – инспектор и профессор МДС. На этой должности удостоен звания соборного иеромонаха при Московском ставропигиальном Донском монастыре. В 1829 году – ректор ТДС и архимандрит. С 1933 года – ректор Казанской и Воронежской семинарий. В 1844-1846 гг. – настоятель Петропавловского монастыря г. Мценск Орловской губернии.

Особенно поучительным для нас является пример Феодора Рождественского, сына священника с. Солдатское Ефремовской округи. Поступил в ТДС в 1805 году в возрасте 14 лет, находился на казенном содержании. В 1808 году имел возможность поступления в Московскую Операторскую медико-хирургическую академию, но не был отправлен по письменной просьбе его матери к Тульскому преосвященному. Женщина писала владыке, что если ее сын уедет в академию, то она потеряет всякую надежду на пропитание и останется без средств к существованию на руках с малолетней дочерью. Из этого обращения видно, что Феодор пересылал все семинарское жалованье вдовой матери. И между тем, через 4 года он добровольно в возрасте 22 лет отправился на войну, рискуя окончательно оставить вдовую мать и малолетнюю сестру без своей поддержки. Здесь мы видим пример твердой веры и самоотверженной любви к Отчизне».

В завершении чтений Марина Михалева поблагодарила участников за интересные и содержательные доклады и напомнила, что в скором времени все они будут опубликованы в областном краеведческом сборнике.

Олеся Феофилова, фото автора