Студенты Тульской духовной семинарии во главе с проректором по воспитательной работе протоиереем Михаилом Ключаревым посетили выставку «Ее величество женщина» из собрания Государственного Русского музея, которая экспонировалась в Фонде искусств Тульского музейного объединения.

Экспозиция «Её величество женщина», ставшая знаковым событием культурной жизни Тулы, посвящена женским образам в искусстве. Она объединила 65 подлинных работ известных мастеров XVIII — второй половины XX века, в числе которых громкие имена: Илья Репин, Константин Маковский, Казимир Малевич, Зинаида Серебрякова, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Николай Ге, Иван Крамской и многие другие.

Экскурсию по выставке для представителей семинарии провела лектор-экскурсовод Тульского музея изобразительных искусств Елена Николаевна Рябова.

Представленные подлинники передают все разнообразие портретной живописи: парадные, жанровые, камерные, психологические и даже автопортреты. Женщины — разных возрастов и исторических эпох, в разных состояниях и настроениях — предстают на них в ипостасях жены, матери, музы, государственного деятеля, любимой, человека искусства и науки.

Знакомясь с выставкой, молодые люди обратили внимание не только на то, как менялись художественные направления и стили, но и внешний облик женщины, ее положение и статус в обществе.

Многие из полотен впервые покинули стены родного музея. В частности, «Монастырки на клиросе» Николая Зацепина, «Портрет Екатерины II» Ивана Аргунова, «Берег» и «Богоматерь умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина, «Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской» Ивана Крамского, «Сибирячка» Василия Сурикова.

За каждым портретом стоит своя особенная история, связанная с обстоятельствами его появления, интересными фактами из жизни художников и самих женщин. Одни были написаны за считанные дни, другие — создавались годами. И каждый мастер через призму своего таланта и присущую только ему творческую манеру стремился передать неповторимость женского образа, особенности внутреннего мира своих моделей.

Протоиерей Михаил Ключарев, проректор по воспитательной работе ТулДС, порадовался тому, что семинаристы успели ознакомиться с шедеврами русской живописи, которые прибыли в Тулу из Санкт-Петербурга в результате взаимодействия Тульского музейного объединения и Русского музея: «Мы просто не могли упустить такую уникальную возможность — насладиться прекрасными портретами русских женщин. Судя по реакции студентов, выставка не оставила их равнодушными. Экскурсия получилась очень насыщенной — и по времени, и по содержанию. Безусловно, нужно отдать должное и выразить благодарность Елене Николаевне, которая с любовью рассказала практически о каждой работе, погрузила нас в мир живописи, истории и натолкнула на некоторые размышления. Уверен, что этот день надолго останется в памяти каждого, потому что нам просто посчастливилось оказаться причастными к этому художественному проекту».

Студент 2-го курса ТулДС Родион Воронов, отметил, что увиденное на выставке разнообразие женских образов еще раз убедило в том, что понятие красоты не укладывается в рамки точных определений: «Впечатляет парадный портрет императрицы Екатерины Второй, который открывает выставку. Я видел его в учебниках по истории, но не предполагал, что он таких внушительных размеров. Художник сумел передать сильные стороны характера императрицы, ее личности, в самой осанке, во взгляде. И это особенно удивительно, потому портрет написан не с натуры, а по памяти. Художник Иван Аргунов был крепостным, разумеется, Екатерина ему не позировала. Он просто несколько раз в жизни ее видел и сумел уловить главное в ее образе.

Мне также запомнился портрет Анны Ахматовой работы Вениамина Белкина, который заставил меня вспомнить о ее жизни и творчестве. Ведь она была человеком веры. Обратила на себя внимание и одна деталь — маленькая фигурка на полке рядом с Анной Андреевной. Мне показалось, что это Будда, но экскурсовод подчеркнула, что это фигурка хана Ахмата, от которого, возможно, берет начало род поэтессы. Так что нужно быть внимательнее к деталям, они могут многое рассказать».

Дмитрий Бобков, студент 2-го курса ТулДС, уже имеет определённый опыт посещения художественных галерей и знакомства с творчеством известных художников: «Больше всего меня привлекает период русской живописи второй половины XVIII века, эпохи императрицы Елизаветы Петровны. В это время среди представителей знати, аристократии считалось обязательным заказывать художниками работы самых разных жанров, следуя модным европейским веяниям, в том числе и портреты. Очень символично, что выставка представляет собой галерею женских образов и называется «Ее величество женщина». Чаще всего в это время заказывались именно женские портреты. Конечно, мужчины, особенно выдающиеся деятели, военные, да и просто представители богатых родов, тоже обращались к художникам, но, скорее, чтобы оставить после себя память потомкам. Совсем иное — женская природа, присущая ей утонченность, богатство нарядов и украшений. Это давали художникам больше возможностей показать свое умение. А повышенный спрос вынуждал их совершенствовать мастерство, причем в достаточно быстрые сроки. На мой взгляд, в дореволюционное время русская портретная живопись переживала время расцвета. И, конечно, я очень рад тому, что смог полюбоваться работами признанных мастеров».

Информационный отдел Тульской духовной семинарии, фото Ивана Никифорова