В гостиной Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии открылась выставка графики молодой художницы из Тулы Юлии Калугиной.
Юля рисует с детства. В школьные годы она стала победительницей районного конкурса рисунка, посвященного Дню города; в августе 2004-го за большие достижения в области художественного творчества получила стипендию «Лучи в светлое завтра»; в 2006 году, будучи ученицей 11-го класса, заняла первое место в районном конкурсе экологического плаката «Проблемы экологии в родном городе».
Став студенткой горно-строительного факультета (кафедра ГСиА) Тульского государственного университета, Юлия продолжала заниматься художественным творчеством. В 2011 году она получила грамоту за активное участие в выставке тульских художников «Графика», проходившей на базе отделения «Дизайн» Тульского государственного машиностроительного колледжа имени Никиты Демидова. В том же году ей были вручены Дипломы 1-й степени за организацию персональной творческой выставки художественных работ в ТулГУ и за организацию и проведение персональной творческой выставки по теме «Оригинальная графика». Благотворительный фонд помощи детям с нарушением иммунитета «Подсолнух» выразил Юлии Калугиной благодарность за организацию благотворительной выставки художественных работ в Москве и за безвозмездную передачу в фонд одной из картин.
В 2014 году Юлия стала участницей выставки молодых художников, организованной Тульским отделением Союза художников РФ. С 14 по 22 марта её персональная выставка прошла в Тульском лицее № 2. Теперь с творчеством Юлии Калугиной могут познакомиться студенты и гости ТДС.
– Я впервые увидела работы Юлии год назад, она принесла их на диске, – рассказала на открытии выставки директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва. – То, что я увидела, для семинарии было несколько необычно, мы привыкли к более традиционным работам. Но мне очень многое понравилось. Невозможно передать графику словами, многое здесь на первый взгляд непонятно. Когда работы развешивались, некоторые из студентов приходили сюда ещё и ещё раз, старались разобраться, спрашивали, как понимать ту или иную композицию.
Марина Александровна сравнила картины Юлии с музыкальным произведениям XX – XXI веков:
– Начало симфонии Прокофьева № 1 «Классическая» написано в традициях музыки XVIII века. А дальше начинаются необъяснимые фантазии, совсем по-другому организованные звуки. Анализировать эту музыку невозможно, в неё надо войти – и жить в ней. Мне кажется, произведения Юлии имеют с этой музыкой много общего. Порой мы слушаем какую-то песню на иностранном языке, и нам совсем не нужен перевод, нас подкупает её красота, гармония; мы чувствуем, что это нам по душе. Точно так же и с этими графическими чудесами – «перевод» им не требуется, в них входишь целиком и сразу. Очень рада, что у нас появилась такая выставка.
Юлия с благодарностью говорит о своих учителях – о Владимире Васильевиче Куликове, чьи выставки – макеты тульских храмов – уже дважды проходили в семинарии; о Николае Ивановиче Трифонове, который принимал деятельное участие в подготовке и оформлении выставки. Они работают в реалистической манере, которой следовала и Юля, пока не появился ещё один учитель – доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» Энгель Изимовича Исхаков, вдохновивший её на исследовательскую графику (так Юлия называет свой творческий метод).
– Некоторые работы, – объясняет она, – представляют собой исследование новой техники, исследование моих собственных размышлений, переживаний. Хочется, чтобы и другие могли перед моими картинами постоять, подумать, спросить, что конкретно художник имел в виду. Здесь есть картина, созданная не с помощью руки, а с помощью природы, на ей нет ни одного человеческого мазка. Краска лилась свободно, но, что удивительно, она разлилась именно так, как хотелось бы мне.
– У нас в выставочном зале нескольких лет назад на мольберте стояла работа Михаила Викторовича Левшина «Господь в терновом венце», – вспоминает Марина Александровна. – Она была создана удивительным образом. Художник взял красную краску и практически слил её с кисти на холст. Получился лик. Он говорил: «Я не мог бы придумать так, получилось, как краска легла». Михаил повёз картину в Венев монастырь, чтобы понять, имеет ли она вообще право на существование. Матушка игуменья поставила её в центр храма и ушла – как выяснилось, за сестрами. Они собрались и стали читать акафист Страстям Господним…
Студенты спрашивают Юлию, как она использует в творчестве результаты собственных исследований. Она объясняет, что это помогает ей совершенствовать технику:
– Посмотрите на эти картины. Видите, они написаны на миллиметровке. Все удивляются – почему? А всё произошло само собой. Был период, когда у меня бушевали эмоции, мне очень хотелось рисовать. Как-то пришла в изостудию, а бумаги там не оказалось, под рукой была только миллиметровка. Я начала на ней рисовать, мне понравилось. Получилась серия работ, каждая делалась примерно по неделе. Если внимательно посмотреть, можно заметить, как от одной работы к другой совершенствовалась техника.
У Юлии Калугиной уже есть свои ученики, чьи работы тоже представлены на выставке. На первом этапе она помогала им осваивать технику академического рисунка, теперь учит быть самостоятельными и отстаивать свою точку зрения.
– Многие спрашивают, почему, работая и в цвете, и маслом, я представляю только чёрно-белые работы, – говорит Юлия. – Дело в том, что графика мне особенно близка, я вижу в ней много перспектив – особенно сейчас, когда так хочется заниматься портретом. Мне интересен человеческий облик, индивидуальность. Графика даёт более точное видение специфических очертаний лица, «изюминок» человека, и чем больше я занимаюсь графикой, тем детальнее вижу лицо. Как с фотоаппаратом – пока линза не настроится, она не даст чёткого изображения. И глаз – пока не научится таким точным приёмам, не даст точного портрета…
С творчеством Юлии Калугиной могут познакомиться все посетители семинарии. Выставка открыта с 10.00 до 18.00 во все дни, кроме воскресенья.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов