К 1050-летию преставления св. Кирилла, учителя словенского был приурочен состоявшийся в семинарии конкурс чтецов на церковно-славянском языке.
Каждый курс выбрал для участия в состязании своего представителя, который, в соответствии с условиями конкурса, мог в случаях затруднения обращаться за помощью к залу.
Оценивало успехи конкурсантов жюри, в которое вошли помощник проректора семинарии по воспитательной работе иерей Константин Гаврилов и кандидат исторических наук, преподаватель истории и церковно-славянского языка Павел Владимирович Поляков. Провела конкурс руководитель епархиального культурно – просветительского центра «Фавор», преподаватель ТулДС Марина Александровна Михалёва.
Вначале конкурсантам предстояло объяснить смысл церковнославянских слов, лексическое значение которых со временем значительно изменилось. Во многих случаях без знаменитого словаря паронимов, составленного Ольгой Седаковой, обойтись было бы сложно. Как догадаться, например, что слово «изумиться» прежде означало «лишиться разума», а «посягать» значило «выходить замуж»?
Что такое «дряхлость греха»? Вы думаете, вконец одряхлевший, исчезающий грех? Ничего подобного, «дряхлость» значит «скорбь». А «безвозрастный» – это не глубокий старец, который сам уже забыл, когда родился, а младенец, возраста пока не имеющий.
Конкурсантам активно помогают их товарищи из зала. Общими усилиями порой удаётся найти верные ответы.
– Что значит «росодательный»? Пожалуй, здесь проще: дающий росу, «увлажняющий», – догадываются конкурсанты.
Второе задание, которое, кстати, студенты признали самым сложным, было связано с вычислениями: произвести математические действия с числами, которые в церковнославянском языке обозначаются, как известно, буквами. Этот этап конкурса завершился вничью.
Когда Марина Александровна предложила перевести тексты XI века – распространенные в то время поучения («наказания») отца сыну, конкурсанты вздохнули с облегчением: здесь как будто все понятно, а о чем-то из контекста догадаться можно.
И вот завершающий этап, где требуется прочесть тексты XIV – XV веков. Это задание все выполнили безупречно, включая представителя подготовительного отделения, который церковнославянский язык как дисциплину ещё не изучал.
По окончании конкурса иерей Константин поблагодарил всех участников, подчеркнул важность глубокого знания церковнославянского, богослужебного языка для будущих священнослужителей и посоветовал не проходить мимо редких, непонятных слов, а заглядывать при встрече с ними в словарь.
Павел Владимирович Поляков после подсчёта баллов объявил имя победителя – пятикурсника Валентина Елисеева. Результат не стал неожиданным – именно Валентину и следовало победить, так как он уже прошёл полный курс обучения в духовной школе. На его примере студенты младших курсов видят, каких успехов можно достичь, прилежно овладевая знаниями из года в год.
По семинарской традиции победитель конкурса в качестве приза получил книгу. Наградой ему стали и поздравления товарищей.
Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова