В Тульской духовной семинарии состоялись концерт студентов Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского и открытие выставки «Рождественская сказка» художника Павла Ганжи.

Творческий вечер начался с концерта. Важно отметить, что это уже не первое выступление студентов Тульского колледжа искусств в стенах семинарии: образовательные учреждения связывает многолетняя дружба.

Концертная программа была весьма обширной, разнообразной и дающей возможность музыкантам сполна продемонстрировать уровень своего исполнительского мастерства.

В исполнении — сольном и в составе дуэтов — студенток Яны Прокофьевой, Юлии Корчевой, Яны Барановой, Маргариты Ефимовой, Алисы Котюховой и преподавателя Сергея Викторовича Косова прозвучали произведения для фортепиано, скрипки и флейты Римского-Корсакова, Свиридова, Моцарта, Гайдна, Франка, Юхансена, а также русская народная песня.

Гости были тепло встречены слушателями, о чем говорили щедрые аплодисменты.

Протоиерей Михаил Ключарёв, проректор ТулДС по воспитательной работе, поблагодарил музыкантов и их педагогов за концерт и предложил гостям и семинаристам «после замечательной музыкальной сказки погрузиться в «Рождественскую сказку» полотен художника Павла Ганжи».

На открытии экспозиции присутствовал сам мастер. Павел Александрович — член Союза художников, участник российских и зарубежных выставок, работы которого находятся в галереях и частных коллекциях России, Черногории, Голландии и других стран. В последние годы художник работает в технике акриловой живописи.

«На самом деле, со многими семинаристами мы познакомились еще в сентября этого года, на открытии моей выставки в Союзе художников: тогда-то я и пообещал, что обязательно сделаю зимнюю предпраздничную выставку в их учебном заведении, — рассказал Павел Александрович. — На протяжении уже десяти лет, как только зародилась идея и появилась фантазия, я пишу одну или две работы, посвященных теме Нового года и Рождества Христова. Праздники эти для меня важны, и я их не разделяю, воспринимаю как нечто единое. Возможно, такой подход берет начало из советского моего детства, когда главным торжеством был Новый год. Хотя моя бабушка родилась 7 января, и Рождество подспудно в нашей семье упоминалось.

На создание этого цикла меня натолкнуло и творчество любимого Иосифа Бродского, его рождественские стихи, которые он писал специально к этому событию в течение многих лет.

И все же самым моим любимым праздником по-прежнему остается Новый год, что отражено в моих картинах в широком смысле. То есть для меня это не только елки и цветные шары, хотя они тоже присутствуют, но и ассоциации с зимой, сама атмосфера праздника. Довольно часто приходится слышать, что с возрастом Новый год становится не интересен, исчезает у взрослых ощущение радости. Меня, признаться, это удивляет, как он может быть неинтересен: в детстве вы ждали чуда, а теперь у вас есть прекрасная возможность дарить чудо детям!»

Затем Павел Ганжа провел экскурсию, рассказывая истории создания картин, на которых изображены напоминающие о прошлом Деды Морозы с ватными бородами, герои любимого мультфильма «Щелкунчик», бумажные гирлянды, стеклянные бусы и игрушки в картонных коробках. Названия некоторых работ говорят сами за себя: «Папины флажки», «Скоро праздник», «Обыкновенное чудо», «Подарки».

Однако художник обращается не только к детским впечатлениям и воспоминаниям. Одна из картин под названием «Новогодние гуляния» отсылает к событиям Христова Рождества. Казалось бы, перед зрителем — вечерняя зарисовка с главной площади Тулы в разгар праздника: огни, украшенная елка, ряженые, катание на лошадях. Но за реалиями дня сегодняшнего прочитываются евангельские сюжеты принесения даров волхвами и бегства Святого семейства в Египет.

В выставку также вошли полотна из других художественных циклов мастера. Природные и архитектурные пейзажи с видами Тулы, Одоева, Белева, городов Средней полосы России, русского севера — это и впечатления от путешествий, и напоминание о теплом лете, которые не диссонируют с зимней темой. Органично воспринимаются и работы, посвященные колоритной народной глиняной игрушке, прежде всего филимоновской.

Стоит отметить, что дополняет и расширяет познания о традициях празднования Нового года и Рождества Христова, которые вплоть до 20-го века в России воспринимались исключительно как семейные торжества, экспозиция из собрания дарений Тульской духовной семинарии. В нее включены уникальные книжные издания. В первую очередь — «Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», открытое на «Слове на Новый год», актуально звучащем в Рождественский пост. Также представлены дореволюционные газеты и журналы, в том числе и детские, рассказывающее не только о праздничных забавах, но и о полезных для ума и души новинках литературы и музыки. Отдельная тема — коллекция рождественских открыток, семейные фотоальбомы, елочные игрушки и украшения разных эпох и многое другое.

Завершился творческий вечер, лейтмотивом которого стала тема музыки в живописи и живописи в музыке, в трапезной семинарии за дружеским чаепитием. В непринужденной обстановке семинаристы и студенты колледжа искусств смогли пообщаться с Павлом Ганжой, обратиться к нему с вопросами, поговорить о том, как вырабатывался его художественный стиль и манера письма, чувство цвета и света.

Информационный отдел Тульской духовной семинарии, фото Ивана Никифорова