28 сентября 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии начала свою работу XIV Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». В ее работе приняли участие представители Тульской духовной семинарии: секретарь Ученого совета Андрей Александрович Горбачев и заведующий кафедрой богословия и библеистики иеромонах Филофей (Артюшин).

29 сентября 2022 года секретарь Ученого совета ТулДС Андрей Горбачев выступил с докладом на секции богословия и патрологии «Бессмертие по ипостаси». Андрей Александрович предложил дополнить взгляды преподобного Иоанна Дамаскина и святителя Григория Паламы на причины бессмертия ангела и души воззрениями преподобного аввы Дорофея, что позволяет, по его мнению, наметить новое направление в объяснении причин бессмертия человека.

Выступление представителя тульской семинарии вызвало неподдельный интерес и оживленное обсуждение участников секции богословия и патрологии, а также представителей секции антропологии. Коллеги согласились с перспективностью дальнейшей разработки темы, предложенной Андреем Александровичем.

Иеромонах Филофей (Артюшин) выступил с докладом на тему «А вы — те, кто пребыл со Мною в напастях моих (Лк. 22, 28). Искушение (ho peirasmos) как герменевтический принцип в богословской композиции Евангелия от Луки».

Отец Филофей осветил богословский контекст употребления термина «искушение» (ho peirasmos) в Евангелии от Луки. Отправной точкой для проведения дальнейшего анализа становится повествовательное развитие указанного мотива в пределах Евангелия, в свете редакционной критики. В сравнении с прочими евангелистами-синоптиками, именно Лука акцентирует внимание на том, что служение Христа проходит «под знаком искушения», кульминационными моментами которого становится начальный этап (выход на проповедь после искушений в пустыне: Лк. 4, 1-13) и заключительный — Крестный путь, ознаменованный властью сатаны, который, в преддверии Страстей Христовых, «входит в Иуду» (Лк. 22,3). В конечном итоге, в историческом Евангелия, богословским ответом евангелиста на современную ему ситуацию христианской общины (продолжающей, по примеру Христа, непрекращающуюся борьбу с силами зла); становится практический идеал милосердия, снисходительности к человеческой немощи и греху, благодаря которым и становится возможным реальное освобождение человека от уз греха и смерти (ср. Лк. 7,37-50; Лк. 13,16).

В рамках культурной программы участники конференции посетили Морской Свято-Никольский собор Кронштадта, где приняли участие в экскурсии, а также имели возможность полюбоваться панорамой города с высоты подкупольного пространства храма.

Информационный отдел Тульской духовной семинарии