В читальном зале библиотеки Тульской духовной семинарии состоялось очередное заседание студенческого книжного дискуссионного клуба ТулДС.
Тема, которая была предложена для обсуждения, вызвала заинтересованное обсуждение со стороны участников встречи: секты и нетрадиционные религиозные движения – как остановить их распространение?
В начале заседания библиотекарь и научный сотрудник ТулДС Марина Александровна Михалёва сделала краткий обзор тех книг по обсуждаемой теме, которые имеются в библиотеке семинарии.
Были представлены не только современные издания, но и пособия по противостоянию сектантству 1990-х годов, которые, хотя и отражают устаревшую статистику, могут оказаться полезными в том, что касается методики работы с сектантским мышлением.
Подробно о современных учебниках и монографиях по сектоведению рассказал диакон Максим Хланта, референт ректора ТулДС.
Отец Максим также дал подробный анализ различных неоязыческих направлений, которые нередко под лозунгами экотуризма, здорового образа жизни и корпоративных интересов приучают людей к сектантскому мышлению или приводят к опасным духовным практикам.
Проректор по научной работе ТулДС иерей Николай Евсеев развил эту тему, подчеркнув, что история знает примеры, когда увлечение языческой мифологией того или иного народа приводило его к экстремальным формам общественного сознания: достаточно вспомнить итальянский фашизм и немецкую идею сверхчеловека. Отец Николай отметил, что в наши дни увлечение «славянскими» неоязыческими идеями уже не раз приводило их последователей в ряды неонацистов.
Подробную справку о сектах, берущих своё начало от восточных религий, дал иерей Александр Соколов, старший индивидуальный наставник семинарии.
В ходе заседания члены клуба обратились к истории России, чтобы выявить, чем было вызвано появление сект в 18-начале 20 веков на нашей земле. Классификацию сект и анализ их вероучительных положений и практик представил Александр Фомин.
Студенты включились в обсуждение одного из главных вопросов: почему человек может уйти в секту, почему уходит из Церкви или даже не делает попытки войти в её жизнь? Интересные мысли высказали студенты Иван Никифоров, Кирилл Жеребцов, гость клуба Юлианна, которые точно назвали несколько причин. В секту может увести невежество, незнание того, как устроена Церковь, чем она живёт, и некритичное отношение к слухам, которые умышленно распространяются в адрес Церкви и её служителей. Другой причиной является желание бесконечных интеллектуальных поисков и эстетических удовольствий, которые лишь тешат собственную гордыню, никуда не приводя. Третью причину студенты увидели в том, что секты предлагают привлекательный для внутренне ленивого человека простой путь решения сложных духовных вопросов: пройди 25 уроков, выполни определённый алгоритм действий – и ты спасён, в то время как в Православной Церкви нужно много и постоянно духовно трудиться.
С другой стороны, подчеркнул отец Николай Евсеев, та или иная секта может привлечь и намеренной тяжестью пребывания в ней, подменяя это истинным пониманием духовного подвига. «Мы идём срединным путём, — подчеркнул отец Николай, — между бездумной лёгкостью и необоснованной тяжестью».
Были обсуждены и другие вопросы, связанные с темой сектантского душепагубного мышления. На завершающий вопрос встречи – «Как можно избежать сектантства?» — студент подготовительного курса Иван Басараб ответил просто: «Быть с Богом. Просто прилепиться к Нему!»
Информационный отдел Тульской духовной семинарии