Представители Тульской духовной семинарии приняли участие в XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях.

Крупнейший церковно-общественный форум начал свою работу в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26 января. В этом году он посвящен важной и актуальной теме: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

Работа секций, посвященных различным направлениям церковного служения, в том числе и духовного образования, стартовала 27 января.

В актовом зале Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия состоялась встреча председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова с представителями руководства и администраций — ректоров и проректоров — высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В рабочем заседании приняли участие и представителиТульской духовной семинарии: первый проректор протоиерей Игорь Агапов и проректор по учебной работе иеромонах Иларион (Варежкин).

Протоиерей Максим Козлов выступил с докладом, в котором были представлены итоги работы Учебного комитета за 2024 год.

Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение, стал рейтинг духовных школ минувшего года, утвержденный на совместном заседании Высшего Церковного Совета и Священного Синода 26 декабря 2024 года. В ходе обсуждения было предложено развитие в изменениях параметров рейтинга в следующем цикле инспекционных проверок.

Кроме того, в рамках планируемой реформы высшего образования были рассмотрены нововведения, заявленныеМинистерством высшего образования и науки Российской Федерации.

В докладе также была отмечена актуальность дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит ВКР.

Протоиерей Максим Козлов, как руководитель проекта «Учебник бакалавра теологии», представил присутствующим его результаты, достигнутые в 2024 году, и рассказал о планах развития в 2025 году.

Вместе с тем руководство высших духовных школ было проинформировано о подготовке

IV Общецерковной Олимпиады по богословию, которая состоится на базе ПСТГУ 23-25 апреля 2025 года.

Отдельное внимание было уделено общецерковному проекту «Память Церкви», посвященному сохранению церковной исторической памяти о жизни верующих людей в советскую эпоху. В осуществлении уникального проектапринимают участие высшие духовные учебные заведения. Материалы, представленные на сайте «Память Церкви», в дальнейшем будет возможно использовать в качестве источников в научной работе и учебной деятельности.

В этот же день состоялось несколько семинаров и круглых столов, организованных Учебным комитетом.

Так, проректор по учебной работе Тульской духовной семинарии иеромонах Иларион (Варежкин) и референт ректора диакон Максим Хланта посетили секцию «Духовные школы в правовом поле».

Участники заседания рассмотрели насущные проблемы правового урегулирования деятельности высших духовных учебных заведений. В первую очередь — наиболее часто выявляемые в ходе инспекционных проверок.

В частности, этой теме было посвящено выступление одного из основных докладчиков Н. С. Семеновой, руководителя юридической службы Учебного комитета Русской Православной Церкви, и. о. зав. кафедрой церковной истории и церковного права Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцента кафедр церковно-практических дисциплин Московской духовной академии и Тульской духовной семинарии, кандидатаюридических наук.

Диакон Максим Хланта так прокомментировал заседание секции «Духовные школы в правовом поле»: «На встречебыли рассмотрены весьма важные вопросы регулирования деятельности отдельных направлений семинарий в рамках российского и церковного законодательства. На мой взгляд, актуальным вопросом, который был вынесен на обсуждение, является оформление профессорско-преподавательского состава в соответствии с нормативной базой Русской Православной Церкви и в рамках государственного правового поля. Хочу поблагодарить за точные разъяснения позиции Учебного комитета Наталию Сергеевну Семенову».

Проректор по воспитательной работе Тульской духовной семинарии протоиерей Михаил Ключарев и старший дежурный помощник иерей Николай Бартенев приняли участие в работе закрытого семинара, посвященного воспитательной работе и деятельности индивидуальных наставников в духовных учебных заведениях.

Докладчиками выступили представители Московской Духовной академии и Казанской духовной семинарии. Исходя из богатого практического опыта своих учебных заведений, они рассмотрели такие аспекты воспитательной работы, как традиции регулярной исповеди и причащения студентов, роль труда в воспитательном процессе.

Вниманию участников семинара также были представленысообщения: «Подготовка помощников проректора по воспитательной работе в МДА» и «Культурно-воспитательная деятельность в МДА в советский период».

Как отметил протоиерей Михаил Ключарев, все доклады были содержательными, интересными, сопровождались яркими примерами из жизни духовных учебных заведений: «Но самым запоминающимся и ценным для меня стало обсуждение каждого выступления. Участникам было важно найти, узнать основные отличительные черты воспитательной работы своих коллег, чтобы, по возможности, затем применить их в своей деятельности.

Такие мероприятия необходимы, потому что зачастую мы пытаемся развиваться, искать новые формы и методы работы в рамках одной своей духовной школы. Собираясь на таких площадках, мы имеем возможность общаться, услышать мнения о воспитательной системе в целом, понять, чем она живет, куда и как движется. Мы также открываем для себя много нового, прикасаемся к опыту, к традициям других семинарий, воспринимаем их интересные идеи и начинания».

«Искусственный интеллект в духовных школах» — такова была тема круглого стола, который посетил проректор по научно-богословской работе Тульской духовной семинариииерей Николай Евсеев.

В приветственном слове модератор встречи иерей Александр Стародубцев, специалист по дистанционным образовательным технологиям Учебного комитета, отметил, что актуальность проблематики семинара объясняется происходящей активной интеграцией в сферу образования технологий, связанных с системами искусственного интеллекта. Тем более что Учебный комитет в настоящее время работает над «Проектом положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви», о котором далее состоялся более подробный разговор.

В ходе работы круглого стола выступили: ведущий специалист учебно-методического центра компании «Антиплагиат» О. В. Молчанова; руководитель департамента больших данных информационного поиска, факультета компьютерных наук НИУ «Высшая школа экономики», доцент Е.А. Соболев; заместитель генерального директора компании «Гиперметод», кандидат технических наук, доцент Д. Л. Кречман; начальник управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А. В. Гусев.

Специалисты и преподаватели поделились разносторонним опытом применения искусственного интеллекта в различных областях науки, в образовательном процессе, рассказали, в чем заключаются его плюсы и минусы как для педагога, так и для учащегося. Существенное внимание в докладах и дискуссии было уделено подходам, в том числе и с точки зрения этических и христианских норм, киспользованию искусственного интеллекта студентами, особенно духовных школ. Основные принципыразумное использование, академическая честность, ответственность.Важно, как отметили участники встречи, чтобы достижения искусственного интеллекта воспринимались молодыми людьми как вспомогательный инструмент в процессе обучения, а не как способ быстрой замены человеческого интеллекта.

В этот же день состоялся закрытый круглый стол, посвященный информационной работе в духовных школах Русской Православной Церкви. На мероприятии Тульскую духовную семинарию представляли руководитель информационного отдела иерей Димитрий Гуров и референт ректора диакон Максим Хланта.

Главный редактор сайта Учебного комитета, начальник отдела по связям с общественностью Общецерковнойаспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия М. М. Синюк свое выступление посвятила стратегическим коммуникациям высшего духовного образования, обозначив их цели и задачи.

О роли коммуникации в современном учебном заведении рассказал директор по связям с общественностью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Р. В. Левкович.

Исполнительный редактор редакции сайтов Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, старший редактор сайта журнала «Фома» М. Кузнецов, назвал свой доклад «Здесь и сейчас: на что обратить внимание при наполнении информационных площадок духовной школы». По сути, он представил краткий сборник правил и принципов, которыми руководствуются современные специалисты информационных площадок при работе над контентом.

В ходе круглого стола состоялось обсуждение направлений новостной повестки, работы информационных площадок духовных школ и возникающие в связи с этим вопросы.

«Участие в Рождественских чтениях — это в первую очередь очень хороший опыт. Можно, как говорится, и на других посмотреть, а иногда и себя показать, — сказал по окончании заседания иерей Димитрий Гуров. — Но в большей степени хочется равняться на опыт работы старших товарищей, которые с радостью поделились им в ходе работы секции. Хочется поблагодарить организаторов за предоставленную возможность поучаствовать в работе круглого стола, спикеров — за возможность существенно пополнить свои познания в информационной сфере».

Информационный отдел ТулДС, фото Информационного отдела ТулДС и с сайта https://uchkom.info