24 марта в ТДС открылась выставка работ члена Союза художников России Андрея Чукина, организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, ректора Тульской Духовной семинарии.

Андрей Чукин родился и живёт в Тульской области, но известен далеко за её пределами. Его работы хранятся в Тульском музее изобразительных искусств, в музеях В.Д. Поленова, А.А. Болотова, в музее-усадьбе Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, в музее современного искусства Мэрии Парижа, в частных галереях и коллекциях. Некоторое время художник жил во Франции, работал в Лувре, копировал своё любимое живописное произведение – картину Яна Вермеера «Астроном».

Открыла выставку Андрея Чукина – уже вторую в стенах Тульской Духовной семинарии –директор Центра «Фавор» Марина Михалёва. Она представила художника семинаристам и гостям ТДС и рассказала, что по первоначальному замыслу планировалась «выставка одной картины» – копии-реконструкции фрески Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе «Несение креста».  Но, к радости любителей творчества Андрея,  планы его изменились, и он привёз в семинарию 12 замечательных полотен.

И всё же копия знаменитой фрески, встречи с которой все с таким нетерпением ждали, привлекает внимание в первую очередь.

– Джотто, итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса, – одна из ключевых фигур западного искусства, – рассказывает Андрей. – По известности его можно сравнить с Андреем Рублёвым. В его мастерстве есть загадка, связанная с передачей цвета и света – все сцены освещены неким лунным специфичным светом, который сохраняет цвет. Получается эффект пастельной живописи, что особенно характерно для его фресок. Перед ними испытываешь удивительное ощущение теплоты, будто Бог тебя по головке гладит. В капелле в Падуе перед фресками Джотто можно провести только 15 минут – таков действующий там порядок. В нашей стране его работ нет. Поэтому мне очень захотелось привезти что-то в Россию. Выбор пал именно на эту фреску, сделать копию. Время – тоже большой художник, оно основательно поработало с фреской, на ней больше всего утрат. То, что находится перед вами, – это не просто копия, а реконструкция. Я попытался отмотать время назад, придать ей первоначальный вид, хотя полной уверенности, что это выглядело именно так, быть, конечно, не может. Величина копии-реконструкции чуть меньше оригинала, но если учесть, что фреска расположена в капелле на высоте трёх метров от пола, то визуально она так и воспринимается.

Председатель Тульского отделения Союза художников РФ, Заслуженный художник России Евгений Жидков поздравил Андрея Чукина с открытием выставки и дал самую  высокую оценку его творчеству. К нему присоединяется член Союза художников Михаил Левшин.

– Я очень люблю всё, что Андрей делает, его окружает атмосфера необыкновенной чистоты и высоты, это невозможно передать словами и это очень помогает мне в театре, – говорит режиссёр и актёр Тульского академического театра драмы Дмитрий Краснов.

Марина Михалёва вспоминает, как впервые увидела репродукции работ Андрея Чукина в середине 90-х годов в журнале «Альбом», который выпускал тогда Игорь Золотов в своём издательстве «Шар»:

– Я не поверила, что это современный молодой художник, решила, что это розыгрыш, мистификация. Настолько было виртуозно мастерство, и манера – традиционная, реалистическая – была совершенно не свойственна тому времени!..

Преподаватель ТДС священник Константин Ситников отметил, что одно из главных достоинств художника  – обращение к евангельской теме, неисчерпаемому источнику истинного вдохновения. В этих работах просвечивает вечность. Оказывается, и свою эпоху, свой мир можно поднимать до таких высот.

 

Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов