В Тульской духовной семинарии в рамках традиционного актового дня, приуроченного в нынешнем году к 160-летию со дня рождения священномученика Петра Павлушкова и 30-летию возрождения духовного образования в Тульской епархии, состоялась VI Всероссийская научно-богословская конференция «Гуманитарная наука в духовной школе».

Научный форум, проходящий в очно-дистанционном формате, объединил церковных и светских ученых преподавателей, магистрантов и студентов ведущих духовных академий и семинарий, богословских и светских высших учебных заведений из различных регионов России и Беларуси.

Работа конференции была организована по пяти секциям: «Богословие и библеистика», «Церковно-практические дисциплины», «История Церкви», «Философия и филология» и «Студенческая» (для студентов, обучающихся по программе бакалавриата).

Ведущий секции «Богословие и библеистика» Андрей Александрович Горбачёв, секретарь Учёного совета Тульской духовной семинарии, кандидат богословия, отметил, что с каждым годом расширяется не только круг участников, но и спектр рассматриваемых тем: «В этом году впервые дистанционно в заседании приняли участие представители Кузбасской и Ставропольской духовных семинарий, Минской духовной академии и научного сообщества Челябинска.

Стоит отметить, что совокупность выступлений участников отразила полноту богословской мысли и указала на взаимосвязь богословия и жизни. Разумеется, в центре внимания исследователей по-прежнему остаются вечные темы, и одна из них — покаяние и его благодать. В то же время показательными стали доклады, посвященные внедрению новых технологий в нашу жизнь, особенно технологий биомедицинских. Современные богословы предпринимают попытки осмысления границ вмешательства медицинских инноваций в природу человека, их использование в предотвращении генетических заболеваний. Эти вопросы перед Церковью ставит сама жизнь, и на них необходимо дать ответы.

Если говорить непосредственно о темах богословия и библеистики, вынесенных на рассмотрение и обсуждение, то они имели в большей степени прикладной характер. Несколько докладов были посвящены экклезиологии, вопросу согласования Божественной благодати и человеческой свободной воли в сотериологическом контексте, значению и смыслу скорбей в деле спасения, исходя из творения святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион», и другим проблемам.

Традиционно в поле зрения оказались вопросы основного богословия, в частности, об отношениях Творца и творения, рассмотренных на примере математических величин — бесконечности и числа. Кроме того, были представлены исследования по библейской археологии.

Если говорить о характере проведения встречи, то она получилась интересной, концентрированной, состоялось обсуждение каждого доклада, были высказаны замечания, заданы уточняющие вопросы. В завершение все участники выразили желание как можно скорее вернуться к общению, которое прошло в теплой, дружеской атмосфере».

Павел Валентинович Понарин, научный сотрудник Тульской духовной семинарии, кандидат исторических наук, руководивший работой секции «История Церкви», отметил, что большая часть докладов была посвящена истории Русской Православной Церкви и Тульской епархии: «Право первого выступления было предоставлено гостю из Санкт-Петербурга – Михаилу Витальевичу Шкаровскому, доктору исторических наук и профессору Санкт-Петербургской духовной академии. В докладе, посвященном изучению подвигу новомучеников Русской Православной Церкви, он обратил внимание на несколько проблем не только исследования феномена новомученичества, но и их канонизации.

Тема гонений в отношении Церкви в 1920-1930-е годы была продолжена также в докладе иерея Георгия Каменщикова, преподавателя ТулДС и магистранта Свято-Филаретовского института В. М. Авилова, обратившегося к этому периоду в истории Тульской епархии. Проректор по научной работе ТулДС, кандидат исторических наук, иерей Николай Евсеев в своем выступлении уделил внимание антирелигиозной политике советской власти.

Прозвучал ряд содержательных докладов тульских исследователей, затрагивающих различные аспекты и проблемы духовного образования, которые сложились в Тульской епархии и Тульской духовной семинарии на рубеже XIX и XX веков.

Обращение к личности церковных иерархов стало одним из интересных направлений в работе секции. Так, игумен Ферапонт (Широков), кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии, осветил учебно-педагогическую и административную деятельность Святейшего Патриарха Алексия I в годы службы ректором Тульской духовной семинарии.

Диакон Алексий Попов, старший преподаватель кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, рассказал о двух письмах архимандрита Андроника (Елпидийского) Святейшему Патриарху Алексию I о возможных контактах с индийскими христианами и Русской Православной Церковью. Независимый исследователь Михаил Владимирович Фабинский обратился к письмам епископа Каширского Иувеналия (Масловского) к архиепископу Арсению (Стадницкому), содержавшим характеристики владыки духовной жизни в Тульской епархии в начале XX века.

Краеведческая проблематика оказалась затронута в докладе преподавателя ТулДС Юлии Викторовны Антоновой и учащейся тульского Центра образования № 27 Екатерины Бардаковой.

Доцент Тульского государственного университета, кандидат исторических наук Наталия Васильевна Чугунова обратилась к возможности прикосновения к церковному наследию в рамках федеральных просветительских проектов.

В докладах Сергея Владимировича Ярцева, доктора исторических наук, доцента, профессора кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, и Павла Владимировича Полякова, кандидата исторических наук, доцента кафедры гуманитарных дисциплин ТулДС, была затронута тема раннего христианства как одной из сложных тем всемирной истории, что внесло определенный колорит в работу секции».

Один из ведущих «Студенческой секции» иерей Максим Хланта, старший преподаватель кафедры богословских дисциплин Тульской духовной семинарии, старший преподаватель кафедры теологии, кафедры государственного и административного права Тульского государственного университета, так прокомментировал итоги ее работы: «В этом году студенческие секции в рамках Всероссийской научно-богословской конференции состоялись уже в третий раз. Участие приняли представители ТулДС, Тульского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Московской духовной академии, Екатеринодарской, Псково-Печерской и Саратовской духовной семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вузов Москвы, Севастополя, Орла и других городов. Традиционно одна из двух студенческих секций прошла на кафедре теологии ТулГУ. В рамках ее работы выступили теологи и социологи, студенты-историки и политологи.

Круг вопросов, рассмотренных на секциях, касался не только богословских аспектов, но и взаимоотношений Церкви и государства, культурологических и философских проблем. Главной связующей нитью стало гуманитарное знание как таковое, которое может объединить студентов светских вузов и духовных школ. По моему мнению, указанное разделение уже становится не актуальным, так как семинаристы в современных семинариях и академиях получают весьма объемные общегуманитарные знания и достойно себя показывают на научных площадках.

Участие студентов духовных семинарий в молодежных гуманитарных и богословских конференциях — это гораздо больше, чем просто «галочка» в учебном плане. Это многогранный опыт, который приносит огромную пользу на разных уровнях. Конференция — уникальная площадка для встреч с будущими коллегами из других семинарий, академий и даже из других стран. Подобные научные форумы часто затрагивают самые острые вопросы современности (биоэтика, семья, социальная справедливость, диалог с наукой), что помогает будущим священнослужителям и богословам быть «в контексте» времени.

Отмечу, что совместное участие в научных конференциях студентов семинарий и светских вузов — это не просто формальность, а мощный инструмент для взаимного обогащения, который дает глубокие и многосторонние преимущества для всех участников и для общества в целом».

Все докладчики получили сертификаты участников конференции и фирменные подарки от Тульской духовной семинарии.

Информационный отдел Тульской духовной семинарии