Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился  на Алтае в селе Елбанки Бийского уезда 6 декабря 1859 г. После окончания духовной семинарии  он  — священник на Алтае. В 1918 г. (по всей видимости, после семейной трагедии) принял постриг с именем Никита. С января 1924 г. до ареста в 1927 г. — епископ Кузнецкий, затем Рубцовский,  затем Бийский, викарий  Алтайской  епархии. В 1932 г. осужден по статье 58 п. 10,

11 к пяти годам лишения  свободы. В 1934 г. досрочно освобожден и назначен  епископом   Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием  Тульской епархии64.

Еще до пострига будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником  слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.

Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите завоевать любовь белевской паствы. В 1922 г. при бывшем Спасо-Преображенском монастыре города Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий (Садковский) и его брат иеромонах Георгий были организаторами и духовными наставниками общины. Их полная лишений, гонений и монашеского самоотречения жизнь долгие годы являлась примером для всех православных Белева и прилегающих окрестностей.

Несмотря  на неоднократные аресты организаторов и наставников,  община  многие  годы продолжала  существовать, объединяя сотни людей и община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский  (Богородице-Рождественской)  церкви, а в середине 30-х гг., когда епископ Никита прибыл в Белев, — при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Члены общины были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, а затем и подпольные монастыри подвергались гонениям. Создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий арестовывался четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на Севере. Но даже без него община продолжала существовать. В 1931 г. был арестован  преданный  последователь  епископа  Игнатия архимандрит  Игнатий (Жуков) и 28 священников  и монахов. Все они по приговору получили сроки от трех до пяти лет65.

Но подпольные монастыри продолжали жить. Корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые, жесточайшие репрессии не смогли запугать верующих людей. И семидесятисемилетний   старец епископ Никита сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя при последнем аресте владыки: «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» — епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером — так же, как ранее в закрытых монастырях».

В начале 30-х гг. в России начались тотальные, небывалые по своей жестокости, гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось «политическим противником ВКП(б)», «выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия  советской власти и компартии»66.

Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в Тульской епархии были закрыты Двести девятнадцать церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви.  Следовали  один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении  советских властей к Православию,  об открытой антицерковной политике государства. А новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Церкви.

Третьего февраля 1930 г. епископ Белевский Игнатий (Садковский) особым совещанием при коллегии ОГПУ был осужден по статье 58-10 УК РСФСР и заключен на три года в ИТЛ. Он погиб в заключении в феврале 1938 г. Двадцатого ноября

1933 г. арестован и 13 февраля 1934 г. осужден на пять лет лагерей епископ Тульский Флавиан (Сорокин).  В лагере он погиб, и даже в 2000 г. Центральный аппарат ФСБ не смог ничего сообщить о его судьбе. Епископ Тульский Онисим (Пылаев) арестован 18 декабря 1935 г. и осужден на пять лет лагерей, где был дополнительно осужден и затем расстрелян  27 февраля

1937 г. В 1937 г. расстрелян и епископ Тульский Борис (Шипулин). В 1937 г. арестован епископ Тульский Аполлос (Ржаницын), судьба его неизвестна.

В конце 1937 г. наступила очередь епископа Белевского Никиты. Восемнадцатого ноября 1937 г. в Белеве арестовали пятьдесят одного человека из духовенства и монашествующих по обвинению в контрреволюционной деятельности и создании подпольных  монастырей.  В этот раз епископ Никита  не был арестован только в связи с тяжелой болезнью. Все арестованные 2 декабря 1937 г. были приговорены к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря того же года в Тесницком лесу под Тулой. Из пятидесяти одного расстрелянных тридцать девять были женщины — монахини и послушницы. Среди расстрелянных был настоятель мужского подпольного монастыря иеромонах Сафроний (Сорокин Сергей Сергеевич)67.

СПИСОК РАССТРЕЛЯННЫХ

Литвинов Иван Федорович Паницкий Константин Васильевич Паницкая Зинаида Николаевна Фочкина Татьяна Дмитриевна Передкова Татьяна Ивановна

Нарциссов Андрей Васильевич — священник

Мелодьева Александра Евлогиевна Замятин Василий Петрович Трубникова Наталья Анисимовна

Щеглов Михаил Семенович — священник

Ильинский Владимир Иванович Теленов Иван Иванович Свеженцева Васса Ивановна Грибова Мария Тимофеевна Ратахина Стефанида Афанасьевна Новикова Анастасия Михайловна Чернопятова Елена Селиверстовна Кладова Мария Ивановна

Кладова Дарья Ивановна Ярошенко Анастасия Григорьевна Токарева Наталья Михайловна Комарова Надежда Васильевна Бакулина Анна Селиверстовна Горяинова Анна Петровна Цубаников Михаил Кондратьевич Филатова Анна Ивановна

Белова Дарья Герасимовна Мальцева Евгения Ивановна Терехова Ксения Тимофеевна Медведская Елизавета Кононовна

Сорокина Татьяна Ильинична Чернова Мария Васильевна Сапрыкина Анисия Никитична Кутепова Людмила Петровна Архипова Александра Васильевна Мальцева Аграфена Стефановна Шаталова Наталья Гавриловна Митусова Александра Петровна Ефремова Наталья Алексеевна Кобзева Екатерина Павловна Федина Дарья Платоновна Ефремова Лукерья Антоновна Чернова Прасковья Васильевна Грибов Сергей Тимофеевич

Сорокин Сергей Сергеевич — иеромонах, настоятель мужского монастыря

Фокина Христина Корнеевна Косоруков Иван Александрович Иванов Гордей Максимович Горностаева Прасковья Яковлевна Чурилова Елена Григорьевна Озеренская Надежда Дмитриевна68

Епископ Никита  (Прибытков) был арестован  16 декабря 1937 г. Вместе с ним были арестованы  еще девятнадцать человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, обосноваться  в городе Скопине  у епископа Игнатия (Садковского),  который  после освобождения из заключения некоторое время служил епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии.

Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении  контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении  явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне (за четыре года до начала войны он чувствовал ее приближение. — Ред.) и гибели существующего строя (здесь епископ опередил события более, чем на полстолетия, но все же оказался прав. — Ред.). Из двадцати арестованных только один был мирянин — врач-терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании группы. Все арестованные были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было семьдесят восемь лет.

В деле указаны мирские имена подследственных, свое монашеское имя сообщают только схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич), старец Оптиной пустыни, и схимонахиня  Августа (Защук Лидия Васильевна), тоже имевшая отношение к Оптиной пустыни, — она стала первым директором музея в скиту после закрытия монастыря; приняла постриг от старца Анатолия (Младшего) перед самой его кончиной и жила потом в Белеве. Ее обвинили в том, что она была игуменьей подпольного монастыря.

В деле содержатся протоколы допросов «свидетелей» — нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали  и что все арестованные  занимались  контрреволюционной деятельностью. Из двадцати арестованных пятеро (только пятеро!) не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их «контрреволюционную» деятельность.

Из материалов расследования 1957 г., проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. Арестованные перенесли четырнадцать суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 г., после чего они были переведены в Тулу. Тридцатого декабря 1937 г. «тройка» вынесла приговор: расстрел.

Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян —

3 января 1938 г. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу, на 162-м километре  шоссе Москва-Симферополь. Приведем мартиролог арестованных в Белеве вместе с владыкой Никитой 16 декабря 1937 г.:

Схиархимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) — старец  Оптиной  пустыни,  1865 г.р., уроженец  дер. Остров Малоархангельского района Орловской области. До ареста жил в г. Белеве, ул. Пролетарская, 16. Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 г.р., уроженец с. Жуково Белевского района, где жил и служил.

Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 г.р., уроженец с. Новгородское Богородицкого района Тульской области. До ареста жил в г. Белеве, ул. Советская, 88.

Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 г.р., уроженец г. Спас-Деменск Смоленской области, до ареста работал упаковщиком в промкомбинате г. Белева. Жил на ул. Упорной, 26.

Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 г.р., уроженец с. Даленино Заокского района Тульской области. До ареста работал бухгалтером в белевской артели инвалидов. Проживал на ул. Музейная, 3.

Монах Вадим (Антонов Георгий Федорович), 1892 г.р. Уроженец дер. Красный Ключ Белевского района, до ареста проживал в Белеве, ул. Софьи Перовской, 5.

Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 г.р. Уроженец дер. Загудаевка Ульяновского района Средне-Волжского края. До ареста работал слесарем в белевском промкомбинате, жил на ул. Упорной, 42.

Схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна), 1871 г.р., уроженка г. Санкт-Петербурга, происходила из семьи дворян. До ареста проживала в г. Белеве, ул. Архивная, 5.

Монахиня   Рахиль   (Жилина   Матрена   Александровна), 1879 г.р., уроженка дер. Башкатово Мценского района Орловский области. До ареста жила в Белеве, ул. Ершовская, 20.

Монахиня   Анфиса   (Сысоева   Александра   Матвеевна), 1868 г.р., уроженка с. Ивановское Арсеньевского района Тульской области. Проживала в г. Белеве, Лебедевская, 8.

Монахиня   Севастиана   (Тарасова   Мария   Гавриловна), 1877 г.р., уроженка с. Казанское Ливенского уезда Курской области, проживала в г. Белеве, Союзная, 14.

Монахиня  Аркадия (Проселкова  Агриппина  Матвеевна), 1870 г.р., уроженка дер. Костомарово Щекинского района Тульской области. Проживала в г. Белеве, ул. Берестовая, 7.

Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна), 1867 г.р., уроженка  с. Теляжье  Орловской  области. Работала в артели «Красный производственник»,  проживала в г. Белев, ул. Октябрьская, 8.

Послушница Лактионова Мария Максимовна, 1884 г.р., уроженка с. Гнездилово Курской области. Проживала г. Белев, ул. Ленинская, 56.

Послушница Проселкова Ольга Матвеевна, 1870 г.р., уроженка с. Костомарово Щекинского района Тульской области. Работала в артели «Красный производственник»  швеей. Проживала в г. Белев, ул. Пионерская, 5.

Послушница Пятибратова Христина Яковлевна, 1889 г.р., уроженка Полтавской области. Проживала в г. Белев, ул. Упорная, 42.

Послушник Пятибратов Даниил Яковлевич, 1884 г.р., уроженец дер. Твердохлебовка Харьковской области. Работал сторожем в Белевской МТС.

Субботин Борис Алексеевич, 1874 г.р., уроженец Белева, судебно-медицинский эксперт Белевского и Арсеньевского районов, врач. Проживал в г. Белев, ул. Ленина, 45.

Послушница Лесина Аграфена Ивановна, 1897 г.р., уроженка с. Беляево Белевского района, до ареста работала швеей в артели «Красный производственник». Проживала по месту рождения.

Все эти люди приняли мученическую кончину.

С гибелью епископа Никиты (Прибыткова), с гибелью многих архиереев Тульской епархии, с гибелью многих тысяч архипастырей и священнослужителей Русской Православной Церкви многое потеряло наше Отечество. К епископу Никите в полной мере относятся слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«Мы в его лице прощаемся с тем поколением, которое жило до нас, которое переносило и скорби, и страдания, и насмешки от тех, кто желал бы, чтобы Церковь Святая прекратила существование на нашей земле… Мы искренне благодарим его за те труды, за те подвиги, которыми подвизался он на ниве Христовой, с верой, что Господь вознаградит его за каждое доброе дело, которое он совершил на своей жизненной тропе. Мы верим, что Господь, избравший его для служения Церкви, зная его глубокую веру, его любовь и смирение, вознаградит его как верного раба Своего и служителя, вознаградит его вечной жизнью в селениях праведных»70.

Имена священномучеников Белевских: епископа Игнатия (Садковского),  епископа  Никиты  (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Защук) Оптинской и преподобномученика Исаакия (Бобракова), оптинского старца, внесены в хронологический  список канонизированных святых, подвижников благочестия и мучеников Русской Православной  Церкви (1917–1997 гг.) как почитаемых  в народе подвижников веры и благочестия.

Сщмч. Никита Прибытков включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года. Память 21 декабря/3 января.