В Тульской областной филармонии состоялось пленарное заседание XХ областных Рождественских образовательных чтений, организованных Тульской митрополией совместно с Правительством Тульской области. Тема форума — «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» — объединила духовенство, представителей органов власти, педагогического сообщества и общественности, школьников и студентов со всей области.
Список награжденных Рождественские Чтения
По традиции вниманию участников заседания был представлен ряд тематических выставок, посвященных сохранению исторической памяти. Это экспозиции из музеев тульских школ, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны, о героизме и мужестве, проявленных на фронте и в тылу ради Победы; фотовыставка «Нюрнбергский процесс: прошлое и настоящее»; передвижная выставка, знакомящая с основными вехами жизни и служения Патриарха Тихона и другие.
После соборной молитвы и выступления с музыкальной композицией «Родина» коллектива учащихся и педагогов Яснополянского образовательного комплекса имени Льва Толстого началась официальная часть заседания.
От имени митрополита Тульского и Ефремовского Алексия собравшихся приветствовал секретарь Тульской епархии протоиерей Павел Савельев, который далее огласил доклад Его Высокопреосвященства. Акцентируя внимание на одном из основных понятий ключевой темы образовательного форума, владыка Алексий дает ему такое пояснение: «Само понятие «просвещение» происходит от слова «свет», которое является краеугольным и фундаментальным в Священном Писании, особенно в Евангелии, свидетельствующем о Христе, как «Свете истинном, просвещающем всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), и являющего собой в потоке исторического развития человеческой цивилизации абсолютную норму жизнедеятельности как конкретного человека, так и семейной, родовой, народной и международной жизнедеятельности.
Главное призвание человека в его земной жизни — быть образом и подобием Божьим, как оно понимается в христианстве, и в этом выражается основное достоинство личности человека, осуществляемое через просвещение, состоящее в приобщении к жизни, по слову псалмопевца: «Господь просвещение мое и Спаситель мой» (Пс. 26, 1). Именно такое просвещение было положено в основу славянской цивилизации святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием и богопризванными продолжателями их просветительских трудов на территории древней Руси: равноапостольными великой княгиней Ольгой и внуком ее Владимиром — крестителем Руси, утвердившими прочное основание развитию более чем тысячелетнего уникального цивилизационного феномена в человеческой истории, подобно спасительному маяку, сияющему в бушующем океане житейских бурь всему мировому содружеству наций блистающим наименованием «Русский мир»».
От имени губернатора Тульской области Дмитрия Миляева участников Рождественских чтений поприветствовала заместитель председателя Правительства Тульской области – министр культуры и туризма Тульской области Ольга Гремякова, которая зачитала приветственный адрес главы региона: «Тема этого года, касающаяся важности просвещения и нравственного воспитания для формирования личности, актуальна как никогда. Эти аспекты играют ключевую роль в становлении гармоничной личности и сохранении нравственных основ общества, — говорится в нем, в частности. — Благодарю участников чтений и служителей Тульской митрополии за большой вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи. Желаю вам успешной работы на форуме и достижений вашем благородном труде!»
Епископ Белевский и Алексинский Серафим в своем выступлении также отметил, что обращение к вечным вопросам человеческого бытия, в частности, сохранения и передачи грядущим поколениям непреходящих ценностей, обретает особую значимость в эпоху стремительно меняющегося мира: «Современный человек сталкивается с парадоксальной ситуаций: при беспрецедентном доступе к информации уровень духовной зрелости зачастую не растет пропорционально объему знаний. Информационные потоки, обрушивающиеся с невиданной прежде интенсивностью, размывают в сознании границы между добром и злом, истиной и ложью, подлинным и мнимым, — подчеркнул владыка Серафим. — В этих условиях подлинное просвещение невозможно без прочного нравственного фундамента. Образование, лишенное моральных ориентиров, рискует превратиться в набор утилитарных навыков, неспособных сформировать целостную личность. Оно дает инструменты, но не отвечает на ключевой вопрос: для чего и как следует их применять?»
Далее владыка Серафим обратился к некоторым примерам из истории России, показывающим, как связь просвещения с нравственными идеалами и устоями, укрепленными в православной традиции, становилась источником подлинного расцвета общества и духовной сплоченности народа. Вместе с тем, было отмечено, что в современной России в последние годы приоритет духовно-нравственного воспитания, сохранения традиционных ценностей и исторической памяти в системе образования закреплен на уровне законодательства, стратегических документов — национальных проектов и масштабных инициатив: «Подлинный прогресс достижим лишь тогда, когда инновации обогащают, а не разрушают традицию. Духовные традиции, культурное наследие и этические нормы – не архаика, обреченная на забвение, но живой ресурс, позволяющий человеку сохранить человечность в любую эпоху, — продолжил архиерей. — В современном контексте важно осознать: нравственность — это не тормоз развития, а его необходимое условие.
Формирование личности, способной опираться на осмысленные нравственные принципы, требует согласованных усилий различных социальных институтов: семьи, школы, Церкви, организаций культуры и государства. Воспитанная таким образом личность отличается не только набором знаний, но целостным мировоззрением, позволяющим различать добро и зло не только на уровне эмоций, но и на основе прочных нравственных ориентиров, осознавать долгосрочные последствия поступков для себя и окружающих, служить Отечеству и ближним не только из чувства долга, а из внутренней потребности творить добро».
С приветственным словом к участникам заседания обратился епископ Веневский Феодорит, викарий Тульской епархии, который поделился своими размышлениями о соотношении просвещения, образования и нравственности: «Митрополит Тульский и Ефремовский в своем обращении коснулся понятия «просвещение». В корне слова есть значимый богословский термин «свет». Люди, знакомые с Православием, читающие Священное Писание, Евангелие, знают, что свет — одно из имен Господа нашего Иисуса Христа. Сам Спаситель говорит о Себе: «Я — свет миру» (Ин. 8,12). Соответственно, просвещение — распространение этого света среди людей, прежде всего, среди подрастающего поколения. И когда речь идет именно о таком свете, тогда понятия «нравственность» и «просвещение» тождественны. Но, как известно, понятие «просвещение» используется еще и для обозначения передачи знаний и опыта учащимся школ и высших учебных заведений. В этом случае возникает вопрос: всегда ли такое образование тождественно нравственности? Философский вопрос — как знания соотносятся с нравственностью — давний. Впервые к нему обратился античный мыслитель Сократ, который в поиске ответа пришел к выводу, что просвещенный человек смиряется перед всяким окружающим его творением, — подчеркнул владыка Феодорит. — Но, к сожалению, человечеству известны случаи появления в разные исторические эпохи злых гениев — людей высокообразованных, но безнравственных. Достаточно вспомнить французских энциклопедистов 18-го века. Блестящие знания нисколько не помешали им во время революции устроить кровавый террор. Обратимся к деятелям революции в нашей стране — Ленину, Троцкому, Сталину, которые также уничтожили тысячи и тысячи людей.
Ответ на сложный вопрос о том, как соотносятся знание, образование и нравственность, по крайней мере, есть у христиан, у людей Церкви: нравственность следует за знаниями только в том случае, если человек верующий стремится к настоящей Истине, то есть ко Христу, и к тому, чтобы полученные знания обеспечивали ему жизнь в утилитарном смысле.
Верующий и высокообразованный, со светской точки зрения, человек – наиполезнейший не только для своего региона и своей страны, но и для всего мира, как показывают примеры выдающихся ученых, светил науки.
В завершение хотелось бы напомнить — помимо того, что Господь назвал светом Себя, Он также сказал Своим ученикам: «Вы свет мира» (Мф. 15, 14). Соответственно, Господь призывает всех учителей, воспитателей, педагогов быть светом этому миру и даже сеятелями (Мф. 13, 3). Будем об этом помнить!»
Выступивший далее заместитель председателя Тульской областной Думы Александр Балберов зачитал обращение спикера регионального парламента Андрея Дубровского и депутатов: «В центре нашего внимания ключевая для общественного развития тема: формирование посредством просвещения прочной нравственной основы личности, способной отвечать на вызовы современного мира, сохраняя духовность и приверженность традиционным ценностям. Отечественная система образования всегда была в хорошем смысле слова консервативной. Она ориентирована не только на передачу знаний, но и на воспитание. Низкий поклон педагогическому сообществу за то, что сберегли все лучшее, что заложено предыдущими поколениями: приоритеты гражданственности, патриотизма, сохранения исторической памяти, народного единства. Невозможно переоценить вклад Русской Православной Церкви в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и в целом — широкую просветительскую работу».
Заключительный доклад «Изучение истории родного края как средство патриотического воспитания детей и молодежи» вниманию участников Рождественских чтений представила Елена Симонова, профессор кафедры истории и археологии факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого, руководитель Центра региональных исторических исследований, председатель отделения Российского исторического общества в Тульской области.
В ходе работы Пленарного заседания состоялась церемония награждения Архиерейскими Грамотами и Благодарностями педагогических работников Тульской области и детей — победителей регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота «Божьего мира».
Перед собравшимися выступили детско-юношеский хор «Серафим» Свято-Казанского храма села Миленино Киреевского благочиния и Тульский государственный хор Тульской областной филармонии.
По окончании официальной и концертной части участники пленарного заседания подвели итоги и приняли рекомендации XХ областных Рождественских чтений.
Марина Полянская, фото Александра Морозова