Где ж былая слава, добрый государь, русская держава да Царский твой стихарь?
Очередное заседание православного молодежного историко-филологического клуба «Царское дело» прошло в городе Веневе.
Мероприятие организовано по инициативе помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации иерея Георгия Белькинда, преподавателя английского языка Елены Алексеевны Малютиной и преподавателя русского языка и литература Серопегиной Аси Никитичны.
Встреча началась с вопроса, заданного иереем Георгием: «Вспомним отечественную историю. Что за событие произошло четвертого июля 1918 года в Ипатьевском доме города Екатеринбурга?»
«В этот день была расстреляна вся царская семья – царь Николай, царица Александра, царевич Алексей и четыре княжны»- не задумываясь, ответила девятиклассница Анастасия Малютина.
«Это было трагическое событие. Народ, государство, церковь – все сходится в этом событие. Моя задача вести вас к этому событию. Вести в историю. На это событие можно посмотреть с точки зрения истории, а можно с мифо – поэтической. Примером мифо – поэтической точки зрения может быть Илья Муромец, былинный герой. Его мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре.
Историческая точка зрения – это факт, когда мы имеем – время, место и персонаж (действующее лицо). Четвертое июля 1918 год – Екатеринбург, Ипатьевский дом, царская семья. У нас все три вещи совпали, значит это исторический факт». Все выше сказанное было представлено таблицей.
Ознакомив всех присутствующих с текстом песни монахини Людмилы (Кононовой) «Золотила храмы летняя заря», иерей Георгий предложил разобрать этот текст, целью выявления – где исторические факты, относящиеся к жизни царской семьи, а где мифо – поэтические события.
В процессе разбора стихотворения Анну Бакулину, постоянную участницу клуба заинтересовал вопрос: «Что означают слова Царский стихарь»
«Каждый мирянин помазывается один раз в жизни – на Крещение. И только царь помазывается два раза – на Крещение и на Царство. Он имел право входить в алтарь и одевать стихарь. Царственный стихарь – символ Царства» – пояснил иерей Георгий.
Последние строчки стихотворения настолько сильны и емки по содержанию, в них сосредоточена огромная сила: Всю ли душу вынут – воронь не сыта, Реки крови хлынут с Царского Креста. Позабудут братцы и отца и мать, Будут протрезвляться, кровью умываться, будут вспоминать.
Ася Никитична Серопегина, преподаватель словесности рассказала, что много лет назад в газете «Комсомольская правда» прочитала статью о спасении царских детей. Статья была написана от имени «сына» царевича Алексея, было приведено множество доказательств, тому что все дети спаслись и живут за границей.
«Это пример мифо – политического события. На эту тему постоянно идут разговоры на телевидение, в СМИ. Сейчас проводится экспертиза останков царской семьи по заказу церкви. Цена вопроса очень велика» – так отреагировал иерей Георгий.
«Мне очень нравится наш клуб. На каждом заседании узнаешь что-то новое, интересное. Знать историю своей Родины должен каждый человек. Есть повод подумать о судьбе детей царской семьи, почему все так произошло. Вопросов больше, чем ответов. Иерей Георгий предложил взять почитать книгу «Романовы и Крым» Николая Калинина и Марины Земляниченко. Надеюсь узнать много новых фактов из жизни царской семьи» – семиклассница Екатерина Розанова.
В заключение встречи иерей Георгий предложил подросткам подумать над вопросом – что такое добро и зло? На следующем заседании клуба «Царское дело» обсудить этот вопрос по отношению к царской семье.
Преподаватель Елена Алексеевна Малютина, на правах хозяйки, пригласила всех продолжить беседу за самоваром, все радостно согласились.
Автор Римма Баринова
Фото автора.