В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Донского прошла встреча педагогов и учащихся с протоиереем Алексием Горбатенковым, настоятелем храма святого благоверного князя Димитрия Донского, и Олегом Михайловичем Сениным, заместителем председателя Тульского регионального отделения Общества русской словесности, преподавателем Тульской духовной семинарии, литератором и проповедником. Темой общения стали события последних трех лет в жизни А.С. Пушкина, годовщину смерти которого мы отмечаем 10 февраля.
В своем вступительном слове батюшка отметил, что во время обучения в семинарии для него по-новому открылись жизнь и духовно-поэтическое наследие поэта: «Олег Михайлович тогда преподавал нам предмет «Христианство и литература», который в его подаче был для нас необычайно интересным и поучительным. Не сомневаюсь, ребята, что на этом уроке вы почувствуете нечто похожее по впечатлениям, потому как речь пойдет о преждевременном и трагическом завершении жизни нашего великого поэта».
Затем из живого, насыщенного фактами повествования слушатели узнали, что в эти завершающие для Пушкина годы его творчество достигло высшего подъема и плодотворности. Из-под его пера появляются такие шедевры, как «Медный всадник». «Дубровский». «Капитанская дочка» и многочисленные лирические стихотворения, проникнутые, поистине, небесным озарением.
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Как видим по этим строкам, Пушкин в те годы мечтает зажить по-домашнему, просто, по-человечески и по-Божьи. В тот период он все очевиднее ощущал стремление к духовной просветленности и сосредоточенности на том, что является «единым на потребу». Между тем, в то же время обостряются его взаимоотношения с царем. Для поэта стало унизительным пожалованное ему звание камер-юнкера. Выходило, что его стремление к свободе и независимости наталкивалось на придворные интриги, обремененность долгами, посягательствами на семейную жизнь, трудностями с изданием журнала «Современник». В последний год жизни Пушкина ситуация усугубилась грязными сплетнями, поводом для которых стали симпатии Дантеса к жене поэта. Известно, что для Александра Сергеевича она являла собой «чистейший прелести чистейший образец». Защищая честь Натальи Николаевны, поэт по сути стал жертвой злоумышлений и укоренившихся в дворянской среде предрассудков.
Завершая урок, Олег Михайлович прочел несколько стихотворений, которые с очевидностью свидетельствовали о выстраданной религиозности русского гения: «Знаете ли вы, дорогие мои, что перед кончиной Пушкин исповедовался, причастился, благословил жену и детей. О его внутреннем просветлении свидетельствует тот факт, что он простил Дантеса, который стал причиной семейного позора и его трагической гибели. Как известно, религиозный философ И.А. Ильин не без оснований называл Пушкина «поэтом-богоносцем». Прежде всего об этом говорит его жизненный путь, путь блудного сына, покаянно возвратившегося к Всеблагому Отцу».
Гости порадовали педагогов и учащихся книжными подарками и своим согласием снова посетить школу в Пасхальные дни.
Светлана Евгеньевна Королева, преподаватель русского языка и литературы, свое впечатление о встрече выразила словами: «Моя искренняя благодарность Олегу Михайловичу, что он доносит до старшеклассников такие насущные, необходимые им истины на доступном им языке. Всякий раз после таких встреч я убеждаюсь, что они находят живой неподдельный отклик у старшеклассников. Ребята иными глазами видят и оценивают события прошлого и, что важно, делают для себя нужные выводы. Жизнь, творчество и вера Пушкина представляют собой очевидный повод для раздумий и обобщений.