VIII Донские муниципальные образовательные Рождественские чтения прошли в МБУК «Централизованная библиотечная система» города Донского.
В нынешнем году Рождественские чтения несколько поменяли свой формат. Помимо самих чтений, в его рамки были включены три мероприятия, такие как кинолекторий для детей и родителей по фильму о крещении Руси, семинар педагогов курса «Основы православной культуры», а также беседы со старшеклассниками одной из Донских школ.
Особенно хочется отметить беседу настоятеля храма в честь св. блгв. вел. князя Димитрия Донского протоиерея Алексия Горбатенкова со старшеклассниками на тему «Духовность и личностный выбор». Ребята задавали священнику интересные вопросы, например: «Как Бог может за всем уследить, если нас много, а Он один?», «Есть ли зло в добре?» Из этих вопросов видно, что молодежь думает и мыслит, и это очень приятно осознавать.
Организаторами мероприятия выступили приходы Донских храмов Новомосковского благочиния совместно с комитетом по образованию муниципального образования г. Донского.
На мероприятии присутствовали благочинный церквей по Новомосковскому округу и городу Донскому архимандрит Лавр, глава администрации МО города Донского Богдан Павленко, председатель комитета по образованию Татьяна Карамышева, директора и педагоги общеобразовательных школ, воспитатели и заведующие детских садов, а также духовенство города.
Тема VIII Рождественских чтений – «Преемство святоотеческих традиций в русском монашестве: со времен святого князя Владимира до наших дней».
Открыл Рождественские чтения отец Лавр: «По слову священномученика Иоанна Восторгова, «монастыри – это запасные водоемы живой воды религиозного одушевления; они питают, увлажняют иссохшую пустыню духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим. Мы, монахи, самые счастливые люди на Земле и на Небе, Христос наша Радость, наше Счастье и наша Надежда».
Докладчики повествовали непременно о личности князя Владимира, о его роли в становлении государственности, о воспитании личности, семейном христианском человеческом счастье, о культурной составляющей православия, а именно иконописи, о путях Промысла Божьего и святоотеческом наследии. Тематика была довольно богатой, из чего было соткано полотно той нужной интересной развивающей информации, которой, к сожалению, почти перестал интересоваться русский человек.
Настоятель храма св. блгв. вел. князя Димитрия Донского протоиерей Алексий Горбатенков подготовил доклад на весьма актуальную во все времена тему «Вера или суеверие»: «Очень часто мы придаем значение совершенно не тем вещам, которым должны отдавать честь. Мы вкладываем в предметы и поверья куда больше веры, чем в людей, в человеческие силы и возможности, и, конечно же, в Самого Создателя. Покрытые тканью зеркала в комнате усопшего, переданная свечка не той рукой – все это лишь внешнее, которое берет свое начало исключительно из практических, к примеру, соображений, но не более».
По традиции итоги чтений подвел настоятель храма Преображения Господня протоиерей Игорь Тимофеев: «Для того, чтобы раскрыть тему святоотеческих традиций в русском монашестве, нужно коснуться святоотеческих традиций по-настоящему, то есть, коснуться веры нашей православной, основ нашей веры православной, то есть на мгновение почувствовать себя монахом. Когда человек касается своей веры, он, прежде всего, становится монахом в том смысле, что предстоит пред Богом в единственном числе, не в группе людей, даже если касается монастыря. Каждый человек отдельно предстоит Богу, и на мгновение должен почувствовать себя не просто монахом, от греческого μοναχός – одиночный, то есть он один пред Богом и его отношение – это действительно отношение личное, человека как личности с Богом как с Личностью, то есть это межличностные отношения человека и Бога. Но и иноком должен почувствовать себя, то есть иным, потому что нет Евангелия написанного для монахов и Евангелия написанного для мирян, есть Евангелие, которое написано для всех. Мы знаем, что монахи себя не отдалили и не отрезали от мира, они соединены с ним самым главным – молитвой о мире и преобразованием мира через свою духовную жизнь. Прежде всего, показывая пример своей жизнью, как жить истинному христианину».
Далее батюшка привел слова из проповеди «Заветы великого князя Владимира» одного из иерархов нашей Церкви святителя Аверкия (Таушева): «Это — завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства — Богообщению, через молитву и таинства церковные».
Наталья Демишева
Фото автора