В рамках проведения X (XVIII) Областных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность» в Веневском образовательном центре №2 состоялось пленарное заседание.
В мероприятии приняли участие главы районной и городской администраций, директора образовательных учреждений, духовенство Веневского района, а также почетный гость – магистр богословия, преподаватель Тульской Духовной Семинарии Олег Михайлович Сенин.
В нынешнем году заседание районной секции областных Рождественских чтений было посвящено теме: «Роль социума в духовно-нравственном развитии личности».
Наталья Викторовна Бочарникова, заместитель председателя комитета по образованию АМО Веневский район, прокомментировала выбранную тему: «Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура.
Сегодня данные ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потеряна вертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этического стандарта.
Можно много говорить о проделанной работе по духовно-нравственному развитию учащихся. Но результат проделанной работы оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по событийности дел, по участию учащихся в совместной деятельности.
Какой результат мы ожидаем увидеть от нашего подрастающего поколения, от наших учеников? Это, в первую очередь, знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. Также очень важен духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор, гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Руководствуясь этими ориентирами, по согласованию с главой МО города Венева Сергеем Юрьевичем Петрушиным и представителями духовенства Веневского благочиния в этом году мы решили обсудить тему: «Роль социума в духовно-нравственном развитии личности».
Также мне хотелось бы отметить, что пленарное заседание предполагалось провести в режиме круглого стола, чтобы выявить конкретные проблемы по назначенной теме и совместно найти пути их решения. Кстати, с этой целью, в отличии от Рождественских чтений прошлых лет, на районную секцию были приглашены только руководители организаций».
Веневские Рождественские чтения начались с демонстрации видеоролика «Наши дети». Затем участники пленарного заседания молитвенно призвали Святаго Духа на всякое доброе дело.
По завершению общей молитвы с приветственным словом выступил первый заместитель главы администрации МО Веневский район Дмитрий Александрович Солдатов. В своем выступлении он выразил мысль, что Рождественские чтения – это традиционные встречи, основная идея которых заключается в том, чтобы объединить интересы Церкви, государства и общества с целью просвещения и духовного развития.
Раскрывая обсуждаемую тему, Дмитрий Александрович сказал следующее: «Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.
Безусловно, традиционно одним из главных институтов воспитания является окружение. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника».
Затем к собравшимся обратился глава МО город Венев Сергей Юрьевич Петрушин. В своем обращении он обратил внимание участников заседания на проблему семьи в современном обществе. При детальном рассмотрении Сергей Юрьевич выделил две причины указанной проблемы. Первая заключается в том, что в Веневском районе низкий уровень заработной платы, и родители (в основном отцы), стремясь обеспечить семьи материальными благами, уезжают на заработки в столицу. И вторая причина – это безответственное отношение современной молодежи к семейным ценностям. И в результате получается распад семьи, а дети остаются или же в неполной семье, или же на попечении бабушек и дедушек, что не способствует должному воспитанию.
В завершении своего выступления, обращаясь к директорам школ и детских садов, Сергей Юрьевич сказал следующее: «Нам нужно начинать с воспитания родителей. Потому что это те дети, которые росли в годы нигилизма, произвола, перестройки социальных систем, перестройки общества, и сегодня мы пожинаем эти плоды. Ужасно горькие, но, тем не менее, это реальность сегодняшнего времени.
Родители совершенно не думают о том, каким образом их все личные взаимоотношения повлияют на ребенка.
То есть, начинать воспитание детей нужно с воспитания их родителей. Это не решится завтра, это не решится послезавтра, потому что этот процесс очень сложен, когда пустота в душе не заполнена, или заполнена неизвестно чем. Как яркий пример можно привести семью, в которой мама с папой работает вахтовым методом в Подмосковье или в Москве, уезжают на две недели на заработки, а ребенка оставляют бабушке. О каком воспитании может идти речь? Вся эта ситуация порождает социальные проблемы, которые в конечном итоге придется решать нам, педагогам.
Без здоровой семьи не будет здорового общества. Поэтому нам нужно приложить все усилия для поиска путей решения этих проблем. И следует отметить, что в сегодняшних реалиях они совершенно другие, нежели были 5-10 лет назад. Хотя основа остается той же самой, семья – это механизм, который может повлиять либо на положительную, либо на отрицательную сторону становления личности. И мы говорим сегодня именно о духовном воспитании. И мы, как учителя, все это знаем и должны использовать эти знания для того, чтобы исправить эту ситуацию».
Продолжил тему проблем семьи магистр богословия, преподаватель Тульской Духовной Семинарии Олег Михайлович Сенин. Он обратил внимание на то, что мы живем в стране, которая пережила страшное лихолетье. И первое, что нам пришлось испытать, претерпеть, и многое утратить – катастрофа 1917 года. По словам Олега Михайловича, эта катастрофа установила на место православной цивилизации общество с воинствующим атеизмом, следствием чего было два декрета, которые дали зачаток распаду общества. Первым декретом было отделение Церкви от государства, а вторым декретом – разрешение абортов. Развивая тему проблем современной семьи, Олег Михайлович выразил мысль, что разводы – это слом сознания по отношению к браку, так как в большинстве своем современный брак строится на эмоциональном факторе, а эмоции – это то, что нас роднит с животным миром. Раскрывая более подробно тему эмоций и чувственности, Олег Михайлович отметил, что чувственность является следствием воспитания, образования, культуры и религиозных представлений.
В завершении своего выступления Олег Михайлович Сенин сказал следующее: «Нам просто необходимо со стороны духовенства и педагогов открывать современным родителям глаза на то, что они не имели. И пусть их дети получат знания, которые будут охранять их от многого. И эти знания будут, подобно закваске, оказывать плодотворное влияние, когда духовно-нравственная позиция станет защитой от той агрессивной среды, которая сейчас просто «глушит» нашу молодежь и повергает ее в такие следствия, которые просто по статистике звучат и тревожно и страшно.
В связи с этим, конечно же, хочется, чтобы работа не сходила в формализованное русло. А чтобы она было действием, тем более законодательно мы имеем все необходимое для этого. Ярчайшим примером тому могут служить и наши Рождественские образовательные чтения, и курс основ Православной Культуры в общеобразовательной школе и множество церковно-светских праздников».
Обсуждение темы «Роль социума в духовно-нравственном развитии личности» продолжил благочинный церквей Веневского округа протоиерей Николай Дудин. В своем выступлении благочинный рассказал о семье в христианском учении: «Православное учение о браке имеет своим первым источником повествование Священного Писания (Быт.2:7-25). В отличие от всех других дней творения, Господь Бог, создав человека, сначала не выразил удовлетворения сотворенным, но сказал: «Нехорошо быть человеку одному» и сотворил ему жену. Только после этого человек оказался совершенным настолько, что получил Божие благословение.
Имея одну природу, одухотворенную Богом, мужчина и женщина в раю «уже не двое, но одна плоть» (Быт.2:24, Мф.19:6; Мк.10:8). Но если бы брак соединял мужа и жену только по плоти, то это означало бы, что души их остаются врозь, разделенными, что немыслимо для бессмертной жизни в раю тех, кто «уже не двое». Таким образом, брак дарован Богом человеку еще в раю как единственная и совершенная форма его бытия».
Говоря о воспитании, протоиерей Николай Дудин выразил мысль о том, что с раннего возраста необходимо приучать детей к труду, к заботе о ближних, и особенно это будет действенно, если мы, взрослые, будем учить детей на своем примере.
В продолжение Веневских Рождественских образовательных чтений выступила преподаватель русского языка, литературы и основ православной культуры Ася Никитична Серопегина. Она поделилась своим опытом построения уроков, общения с детьми. В ходе своего повествования Ася Никитична отметила, что детям нравятся уроки основ православной культуры в силу того, что на них проходят живые беседы. В завершении своего выступления Ася Никитична сделала вывод, что православные традиции есть основополагающий фундамент для развития личности.
Далее выступил помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации иерей Георгий Белькинд. В своем обращении к собравшимся он обратил внимание на то, что попечение Церкви о семье является естественным. В подтверждение своих слов иерей Георгий, обращаясь к урокам истории, привел тот факт, что любая революция разрушает две вещи: семью и Церковь.
Раскрывая тему заседания, иерей Георгий сказал следующее: «Семья – это малая церковь, и в этом смысле весь Ветхий Завет и весь Новый Завет исполнен одной метафорой – отношение народа с Богом описывается в брачной метафоре, метафоре семейной верности. И, соответственно, вопрос заключается в том, чтобы обсудить эту тему с детьми, чтобы они могли это понять и принять».
Далее, в завершение обсуждения темы заседания, иерей Георгий предложил в совместной работе администрации района, педагогического состава и духовенства Веневского района обсудить проблемы и пути решения на тему «Молодая веневская семья».
Иерей Георгий также внес предложения решать все озвученные в ходе заседания проблемы в трех направлениях: в организации встреч с учителями русского языка и литературы, проведении бесед со старшеклассниками на тему семьи, а также организации встреч с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дмитрий Александрович Солдатов, первый заместитель главы администрации МО Веневский район, прокомментировал проведение районной секции Рождественских областных чтений: «Я впервые на этом мероприятии. И мне очень отрадно, что педагоги и духовенство совместно поднимают важные темы для нашего Веневского района, да в принципе, не только района, а области и страны в целом.
Хотел бы поддержать инициативу иерея Георгия и в свою очередь предложить организовывать подобного рода встречи не только в рамках проведения Рождественских чтений, а систематически в течении всего года. Причем собираться не для того, чтобы просто поговорить, а чтобы действительно выявлять и решать проблемы.
В ближайшее время мы проведем рабочую встречу с председателем комитета по образованию. И думаю, что на школьных каникулах мы соберем педагогический состав наших крупных школ с целью рассмотрения проблем «молодой веневской семьи» и совместными усилиями разработаем стратегию их действий».
Александр Зимин,
фото автора