Сегодняшний разговор с прихожанкой тульского храма в честь великомученика Димитрия Солунского, обладательницей золотой медали восемнадцатых молодежных Дельфийских игр России Владой Андрияненко не только о конкурсе, музыке, но и о том, почему любое дело нужно творить с любовью.
Для юного музыканта победа в Дельфийских играх все равно, что победа на Олимпиаде для спортсмена, так же сложно и престижно. Поэтому награда в номинации «Народные инструменты» в возрастной группе 10-15 лет для ученицы Детской школы искусств №1 города Тулы Влады Ратмировны Андрияненко стала своеобразной вершиной мастерства и толчком к дальнейшему росту и развитию. Свои первые шаги в музыке Влада делала под руководством талантливого педагога Владимира Витальевича Аленичева, который и сейчас рядом с ней, по-прежнему помогает ей познавать музыкальные истины. И, глядя на уверенную и нарядную Владу (специально для интервью она привезла ярко синее концертное платье), сложно представить, что когда-то эта девочка робко переступила порог музыкальной школы и впервые взяла в руки гусли.
Почему ты выбрала такой необычный инструмент?
В музыкальную школу меня привела мама Елена Вячеславовна Андрияненко, мне тогда было 6 лет. Изначально она хотела, чтобы я занималась арфой, но тогда в Туле не было педагога по арфе, и я стала учиться игре на гуслях у Владимира Витальевича.
Никогда не забуду свое первое ощущение, когда прикоснулась к инструменту, какой-то восторг! Мы ведь поначалу просто водили руками по гуслям, слушали, какие звуки они могут издавать. Я до сих пор помню свою первую пьесу, которую сыграла – Алигретто Моцарта.
На протяжении первых четырех лет обучения игре на гуслях это была единственная моя любовь, я не расставалась с инструментом ни на минуту. Сейчас интересы меняются, и я могу полениться, сказать «ну позанимаюсь я через часик или полтора», а раньше вообще не было такого, только гусли.
Дельфийские игры были первым серьезным испытанием для тебя?
Наверное, да. Хотя я много участвую в Областных, Всероссийских конкурсах, играю на отчетных концертах в школе. В Ростове на Дону, где проходили Дельфийские игры мы жили 4 дня, и вместе со мной из Тульской области на конкурс приехало 30 человек, во второй тур прошли лишь пятеро, трое взяли золото.
Ты ожидала что станешь победителем этого конкурса?
Нет, конечно. Мы с Татьяной Юрьевной Косолаповой – моим концертмейстером старались ничего не предвкушать. Я просто старалась делать свое дело как можно лучше. Считаю, что все участники играли очень хорошо.
Так получилось, что в моей номинации были и солисты, и ансамбли – домристы, барабанщики и гармонисты: это считается фестивальной программой. В первом туре было 14 претендентов на победу, во второй тур прошли всего 8 участников: 2 ансамбля и 6 солистов – я среди них. Считаю, что у меня было преимущество, потому что я выступала первая, а на первых выступлениях еще сидят люди, а потом многие расходятся, чтобы подготовиться к своему номеру. И то, что зрителей было много, тоже вдохновило.
Что ты почувствовала, когда прошла во второй тур?
Я была очень рада. Если честно, даже не ожидала, потому что вместе со мной соревновались очень талантливые ребята. Я только молилась: «Боже, даже я если я ничего не займу, помоги мне пройти во второй тур!» Когда все-таки прошла, очень радовалась и думала, что для счастья мне больше ничего не надо.
Какие произведения ты играла на Дельфийских играх?
Для каждого тура я подготовила по две пьесы. Во время первого я играла «Сказ» Веры Градовской и произведение Константина Шаханова «Фантазия на три русские темы». Пьесы эти очень разнохарактерные, но обе мне очень нравятся. «Сказ» – короткое произведение, его я исполняю без аккомпаниатора, а «Фантазия» достаточно длинная и интересная.
Во втором туре я играла русскую народную песню «На горе то калина» и вторую часть концерта №1 для гуслей Константина Шаханова, который мы называем «Посвящение». Я часто играю композиции этого современного автора, у него очень красивые пьесы и они удобны в исполнении. Шаханов живет в Санкт-Петербурге и дает концерты по всей стране, я была на одном из них, когда он приезжал в Тулу.
Так получилось, что двое участников конкурса исполняли те же произведения, что и я: «На горе то калина» играла не только я, но и ансамбль баянистов. А вторую часть концерта №1 исполняла еще одна девочка в нашей номинации.
Получается ты сыграла лучше?
Возможно, но я считаю, что мастерства мало. Должно быть какое-то эмоциональное выражение произведения, ведь зрителям и жюри видно какие чувства испытывает исполнитель. Учась в шестом классе, я поняла, что эмоции и мимика тоже много значат, важно, как исполнитель передает их зрителям.
Какое качество ты считаешь главным для музыканта?
Я бы не сказала, что есть одно какое-то главное качество, всего по чуть-чуть. Нужна усидчивость, потому что когда ребенок приходит в музыкальную школу, то он должен слушать преподавателя, если нет усидчивости, то ничего не получится, даже если он очень талантлив. Важно умение слушать музыку – ты должен впитывать ее как губка и транслировать свои чувства зрителям. Ведь если ты играешь грустную лирическую композицию, а у тебя заученная радостная улыбка и движения, то это будет выглядеть не очень красиво, я думаю. Но важнее всего, чтобы тебе нравилось заниматься музыкой, без любви к ней не получиться ничего. Через насилие не придет успех, ведь если заставить человека делать что-то помимо воли, он все равно будет делать это плохо. В основе моего стремления к музыке лежала любовь к инструменту, радость от игры на гуслях.
На каком месте для тебя музыка?
Определенно, на первом. Я очень люблю школьные уроки биологии, но, если встанет выбор чем позаниматься: биологией или сыграть на гуслях, определенно выберу музыку.
Кем ты себя видишь в будущем?
Раньше хотела быть врачом: флебологом или анестезиологом. Медицина мне тоже очень близка, но музыка ближе, хотя у них есть много общего – четкая система, логичность. Сейчас свое будущее я связываю только с музыкой, после 9 класса собираюсь поступать в музыкальное училище, чтобы в дальнейшем преподавать.
Влада, я часто вижу тебя в разных храмах, где ты участвуешь в концертах, тебе нравиться играть для прихожан?
Да, я вообще люблю выступать. А в храме такие благодарные зрители! Во время последнего концерта в храме Димитрия Солунского даже маленькие дети брали стульчики и усаживались поближе к нам. Прихожане слушают очень внимательно, а потом подходят с благодарностью.
Я четыре года училась в воскресной школе храма в честь вмч. Димитрия Солунского, теперь часто выступаю там вместе с другими детьми на Пасху и Рождество, участвую в концертах на других приходах, мне нравиться нести людям радость.
Елена Валеева