Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил торжественную Пасхальную вечерню во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении духовенства Тульской епархии.
На малом входе Пасхальной вечерни владыка Алексий к празднику Святой Пасхи удостоил следующих клириков епархии патриаршими и архиерейскими наградами:
право ношения Палицы: протоиерей Георгий Дергунов, протоиерей Андрей Жеребцов, протоиерей Михаил Новиков, протоиерей Александр Савушкин;
возведение в сан протоиерея: священник Александр Кирюшкин;
право ношения наперсного креста: священник Георгий Белькинд, священник Владимир Закусилов, священник Александр Романов;
право ношения набедренника: священник Аркадий Елькин, священник Владимир Золотухин, священник Илия Комаров, священник Николай Мельников, священник Виталий Хлустиков;
право ношения камилавки: священник Александр Звягин, священник Вадим Себякин, священник Ярослав Сопига.
За богослужением молились игумении, настоятельницы женских епархиальных монастырей, студенты и преподаватели Тульской Духовной семинарии, воспитанники приходских и воскресных школ.
По отпусте вечерни настоятель Всехсвятского кафедрального собора протоиерей Сергий Резухин огласил Пасхальное послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия к духовенству и боголюбивой пастве Тульской епархии.
По окончании богослужения от лица епархиального духовенства главу Тульской митрополии приветствовал настоятель храма Двенадцати святых апостолов г. Тулы, ректор Тульской Православной классической гимназии, заведующий кафедрой теологии ТулГу протоиерей Лев Махно: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой архипастырь и отец! Позвольте в этот святой вечер поздравить нас от имени наших духовных школ, кафедры теологии, клира и мирян с праздником Святой Пасхи!
Пасха – это радикальное изменение всей жизни. Христос пришел и изменил течение всей человеческой истории. В Церкви эта перемена начинается с Таинства Крещения. В древней Церкви крещение, ознаменовавшее рождение человека к новой жизни, совершалось именно на Пасху, а само слово «пасха» означает «переход» – переход от смерти и к жизни, от ненависти к прощению, от уныния к надежде. Этот переход может совершиться в жизни каждого, кто с верой обратится к Воскресшему Спасителю и передаст свою жизнь в Его руки. Сегодня путь к новой жизни открыт для всех.
Великий день Пасхи – это день, когда каждый из нас может выбрать путь веры и спасения, путь, следование которому принесет добрые плоды и во времени и вечности.
Разделяя радость Воскресения Христова со всеми, кто исповедует имя Христово, мы вновь повторяем пасхальное приветствие, дорогой Владыко, Вам: «Христос Воскресе!» Многая и благая Вам лета!»
После многократно прозвучавшего «Многолетия» митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом: «Приемля слова истинного христианского поздравления в мой адрес с этим светозарным, мироспасительным и радостоносным праздником, хочу отметить совсем немногое: как быстро пролетело время духовной весны – священная седмерица седмиц Великого поста, когда мы с вами, взыскуя благодати Святой Живоначальной Троицы, изливающейся из жертвенной Божественной любви, проявляющейся в многообразии всего мироздания и входящую в жизнь каждого человека, прежде всего, удивительным творческим Божественным Словом, нарицающим несуществующее, чтобы оно предстало в личной инаковости пред лицом Святой Живоначальной Троицы, осознавало эту свою несводимость ни к кому другому и ощущало в своем существовании не только причастность к восприятию бытийных начал, но и устремленность к Тому, Кто назвал несуществующее, выявляя образ, единственный, ни к кому другому несводимый и неповторимый, любви, и это название ощущается каждым из нас, самим нашим «я», движущимся к тому, чтобы искать свое становление и развитие в межличностном общении.
И это общение раскрывается через свойства естества нашего человеческого – и познавательные, и творческие, и волевые, и эмоциональные, и чувственные, – дает нам возможность осуществлять это общение в инаковостях или радостным и счастливыми образом или образом, заставляющим нас ощущать ущербность праведности, переживаемых как беда, печаль, болезнь и прочие напасти.
И вот святой Великий пост дал нам возможность, видя жертвенную любовь Божию, как она себя выявляет и проявляет во всех ее действиях, не только в этом могущественном призыве из небытия к бытию всего многообразия существующего и нас окружающего, с чем мы взаимодействуем, но и дополняя и каждого из нас, и все это многообразие, питая заботливой попечительной уже любовью, наполняя человека дыханием своего ласкового, заботливого участия, которое оживотворяет, украшает, уподобляет самой Святой Живоначальной Троице, и поэтому радостно благотворит всем, кто разумно и свободно, правильно откликается на это восприятие, на это ощущение такой жертвенной любви.
Во временности духовной мы действительно могли увидеть раны свои, увидеть и врача этих ран, притечь к нему в сокрушении и покаянии, воспользоваться теми средствами, которые Он в Церковь свою вложил и подарил нам с вами, чтобы обрести исцеление, а исцелившись, обрести укрепление в праведных путях, и укрепившись в них, обрести достойный плод этого покаяния – плод реального, радостоносного исполнения Христовых Евангельских заповедей и в них – опытного опознания неложности обетования Его по благоволению Бога и Отца и содействию Святого Духа, доступного в Его взаимодействии в Церкви к нашему восприятию: «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
Приятие нами этих благодатных даров, которые сущностно есть ничто иное, как многообразно выражающееся, преломляющееся, подобно тому, как свет солнечного луча преломляется в гранях хрусталя или бриллианта, в сверкании излучая из себя эти удивительные и радостнотворные блеск и сияние, так и веселит нас эта сила Божественной любви и вовлекает нас быть носителями, свидетелями, выразителями и осущесвителями этой Божественной, нежной ласковой, животворящей, утешительной небесной, но в земных условиях чудодействующей Божественной силы.
И когда мы каждый раз собираемся на Божественную литургию, на общую духовную молитву в храме нашем и на ее выражение и проявление, когда исходим из храма и встречаемся друг с другом лицом к лицу на улицах и кварталах наших городов и селений, то всегда и во всем мы можем чувствовать так, как чувствовали в эти пасхальные дни, потому что потрудились в поиске обновления к восприятию этих благодатных даров жертвенной любви Божественной за пост Великий, и вот так радостно воспринимать братское общение у Престола Благодати, наше общее вдохновенное единодушное славословие ко Христу, для нас распявшемуся и воскресшему, к Богу Отцу, благоволившему все это прежде сложения мира в своем уме положить и открыть нам как реальность исторического процесса, к Духу Святому Утешителю Животворящему, изливающемуся в меру нашего волевого и сознательного сходства с Подвигоположником и Спасителем Господом нашим Иисусом Христом, способность как свое собственное воспринимать это сияние, это блистание божественной, жертвенной, животворящей и радостноносной любви.
Искренне, сердечно и вседушевно с благодарностью принимая не только слова вашего пасхального братского приветствия, но прежде всего – то искреннее христианское служение, который каждый из вас, будучи просто мирянином или священником небольшого сельского прихода или настоятелем большого прихода городского, занятого многогранной сегодня церковной, духовной, просветительской и социальной работой, или нашими братьями, иночествующими в монастырях, мужских и женских, епархии нашей, – вот это служение Богу во Святой Троице славимому и поклоняемому, приемля своим пастырским сердцем с глубокой благодарностью как ваше сыновнее послушание Матери Церкви и братское целование моему недостоинству, вседушевно вас благодарю и призываю на всех вас щедрое Божие благословение, дабы Его всесвятой силой любовь Его всепобеждающая никогда не гасла в сердцах, но здесь, на земле, давала нам опыт единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия полноту плодов этого земного нашего христианского опыта, и излило бы на нас в Пасху Велию, в Пасху Великую, в Пасху Нетленную, в Пасху Вечную во всеобщем нашем воскресении !
Христос Воскресе!»
Фото Фёдора Передиреева