Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской в Тесницком лесу, на месте упокоения священников, монахов и мирян, пострадавших в годы сталинских репрессий за веру Христову.
Высокопреосвященнейшему владыке Алексию сослужили епископ Белевский и Алексинский Серафим и духовенство двух епархий в составе Тульской митрополии.
По завершении богослужения архипастыри обратились к предстоящим с наставительным словом о важности знания своей истории, пусть и трагических ее страниц, напомнив, что мученичество – это свидетельство о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом, о радости быть всегда с Ним, о готовности пребывать всецело верным Ему даже до смерти.
«В этот светозарный день молитвенного чествования новомучеников и исповедников земли нашей Тульской, приветствую всех вас на этой Тульской Голгофе, на том месте, где реально сходятся воедино Небо и земля, где для нас, земнородных и преходящих, находится тот опыт, о котором мы сегодня с вами вспоминали на примере жизни праведного Патриарха Иакова, – сказал митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. – Мы знаем опытно, что есть Господь на месте сем, и исповедаем теперь всей глубиной своего сердца – “…несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная” (Быт. 28:17).
Господь благоволил сегодня нам войти через эти врата в таинстве Евхаристии, принять Его, как краеугольный камень, несущий нам в Себе Самом двойное единосущее, по Божеству Своему безначальному, безграничному и животворящему со Отцом Его и Святым Духом, а по человечеству – со всеми нами единосущному, открывающему нам Себя как дверь, к тому, чтобы эта реальность могла бы быть нами усвоена, как наша сила, благодатно нам от Бога дарствуемая и нас преображающая по подобию Божию».
«Новомученики и исповедники тульские являют нам образец веры и верности Христу, – отметил епископ Белевский и Алексинский Серафим. – Превозмогая свои человеческие недостатки, а может быть и грехи, превозмогая те скорбные обстоятельства, в которых они проводили жизнь свою, даже через исповеднический и мученический подвиг, они явили торжество правды Божией в человеческом мире.
Не случайно мы сегодня облачены в одежды красного цвета – это не только свидетельство исповедничества и мученичества, но и еще торжества Церкви, ибо в таких же одеждах мы встречаем и самый главный праздник – Пасху Христову! Так вот новомученики и являют нам, не одномоментно, но всей своей жизнью и всем тем путем, которым проходили они, восходя от юдоли плачевной к Царству Небесному и ныне, имея венцы у Бога, они являют торжество веры и славы христовой в победе над смертью и разрушением, над дьявольской злобой».
В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе было принято за общеобязательное правило, что храм должен в обязательном порядке освящаться на мощах именно мученика. Один из первых учителей Церкви Тертуллиан говорит, что кровь мучеников – это семя христианства. Это удивительно точное определение приводит нас к заключению, что истинная Церковь Христова основывается на крови мучеников, поэтому, вспоминая подвиг новомучеников, мы должны понимать, что именно они стали тем плодотворным семенем, благодаря которому сегодня живет и процветает Русская Православная Церковь.
Алексей Анкин, фото Александра Морозова