Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и крестный ход в храме Кремлевской колокольни в честь свт. блгв. кнн. Димитрия Донского и его супруги Евдокии, в иночестве Евфросинии, города Тулы в сослужении местного духовенства.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
По заамвонной молитве совершено славление перед местночтимым образом Пречистой Девы Марии, именуемом «Казанский».
На заупокойной ектении молящимися совершено сугубое моление об упокоении в селении праведных приснопамятных благоверного князя Димитрия Пожарского, боголюбивого Нижегородского старосты Кузьмы Минина, Костромского гражданина Ивана Сусанина, христолюбивого воинства, благочестивого казачества и всех народных ополченцев победы ради над польско-литовскими захватчиками в лихолетье Смутного времени в начале 17-го века потрудившихся.
По окончании богослужения митрополит Алексий обратился к собравшимся с архипастырским словом на тему праздника: «В сей благознаменитый день мы обращаемся к событиям 410-ой годовщины славной победы, осуществленной победоносным участием Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Царицы Неба и земли и Заступницы усердной христианского рода, чудодейственно сопутствовавшей Казанской Своей иконой ополчению русского народа. Поднявшиеся люди по призыву и благословению блаженной памяти страстотерпца, Московского святителя и Патриарха Гермогена, на берегах великой нашей русской реки Волги, из Нижнего Новгорода поднявшихся в Ярославль, и этим ополчением, через Сергиев Посад пришедшего к Москве для того, чтобы воевать с польско-литовскими захватчиками, тогда уже подчинивших себе все юго-западные приделы Московского государства, захвативших власть и в самой Москве. А вся округа, на восток от престольного града, была поражена страшным последствием голода и Смутного времени, которое в течение двенадцати лет мучало и колебало основы государственной, общественной и церковной жизни Московского государства.
И нам с вами, детям России двадцать первого века, принимая это свидетельство исторического урока Отечества нашего и нашей народной жизни, надлежит глубоко осмыслить то историософское откровение, которое несет это историческое потрясение.
Мы друг другу приимательно унаследовали весь тот поток времени, духовные, культурные, общественные и государственные традиции и надеемся, что сможем передать это наследие грядущим поколениям — нашим детям, нашим внукам, нашим праправнукам для того, чтобы земля Русская процветала и дальше.
Но только если мы будем искать прежде всего единого на потребу — Царства Божьего и правды его, то есть общения с Подвигоположником и Господом нашим Иисусом Христом через доброхотное достижение сходства с Ним в образе действования в Духе Святом, а через Них — с Богом и Отцом, то тогда мы окажемся способны, как наши предки, стряхнуть с себя пыль кажущегося земного благополучия, проявляющегося в заботах лишь о том, что есть, что пить, во что одеться, как размножиться и подольше задержаться на этом свете, и тогда наша жизнь откроется нам с истинной стороны, в нашем подлинном христианском призвании: не предать Христа в себе, а себя вручить Ему.
Именно с таким доброкачественным пониманием смысла жизни и отношения к ней четыре столетия назад и поднялись простые русские люди, подобные старосте Кузьме Минину, собрались вместе и во главе с князем и воеводой Дмитрием Пожарским выдвинулись в поход, а, придя к Москве, занятой интервентами, перед главным сражением в Китай-городе наложили на себя трехдневный пост, исповедовались, причастились и были исполнены готовности идти на смерть, следуя призыву Христову: «Никто не может любить больше, чем тот, кто отдает жизнь свою за друзей» (Ин 15:13).
По благословению святителя Гермогена с ополченцами была и Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1579 году в Казани и прославившаяся многими чудесами, чтобы они чувствовали, что через сей образ Пресвятая Богородица Сама, живая, Взбранная Воевода, пребывает с ними, и слышали заповедь, которую Она оставила роду христианскому: «что скажет вам Сын Мой, то сделайте» (Ин. 2:5), — отвергнитесь самих себя, в беззакониях зачатых и во грехах рожденных, и возьмите крест самоотвержения и следуйте вслед за Христом (Мк. 8:34).
Каждое новое поколение, по большому счету, проходит одну и ту же школу — осоляется одной и той же смысловой историософской сладостью жизни на земле: человеческое призвание в том, чтобы стать другом Христовым на земле, в осознании ценности уникальности человеческой личности, способной войти в межличностное общение с Тремя Несозданными по образу сходства деятельности с Ним.
И если мы не будем дорожить этим призванием, то ничего другого, как исполнения известного закона «что посеешь, то и пожнешь», ожидать нам не следует. Но если мы будем верны заповеди Божией Матери, покаемся, смыслы свои наполним смыслами Христовыми, цели своим с Ним будем сопрягать и сочетать, средства к их достижению, молитвенно благословением Божиим и Покровом Царицы Небесной насыщать, то тогда, вне всякого сомнения, как это четко показывает нам история, победа будет за нами, и мы сможем прославить великое имя Святой Живоначальной Троицы и благодатный Покров Царицы Небесной через святые Ее иконы, так прекрасно свидетельствуемый историей Отечества нашего!
Всех вас поздравляю с замечательным праздником, причастников — с принятием Святых Христовых Таин! Желаю всем не по форме, а по силе жизни быть братьями и сестрами Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу и духовными детьми Божьей Матери по дару Святого Утешителя Духа истины!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова