В благословенный день молитвенной памяти преподобномученика Гурия (Самойлова) митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства благочиния в историческом месте его служения, в храме во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» с. Волово.
На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
Медалью за милосердие и благотворительность III степени удостоен Свирин Антон Викторович.
Благодарностью за усердные и многоплодные труды на благо Святой Матери Церкви удостоены: Веденеева О.В., Труфанова С.С.
По окончании богослужения совершено славление перед иконой преподобномученика Гурия, после чего владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом: «В сие светозарное и священнолепное время в литургическом году жизни Святой Соборной и Апостольской Христовой Церкви, когда усердно, через доброхотное понуждение к исполнению святых Христовых евангельских заповедей, мы стремимся максимально раскрыть свою жизнь в единомыслии, единонравии, единочувствии, единодушии и единодействии с Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, — таким, каким мы Его встречаем в глубинах нашего духа, во внутреннем своем человеке (Еф. 3:16), когда не почитаем для себя за особо тяжкий труд открыть живые свидетельства тех очевидцев, которые на своем жизненном пути встретились с Иисусом из Назарета Галилейского. Большая часть считали и называли Его сыном плотника Иосифа и его второй, после вдовства, молодой супруги Марии, ткачихи, а опознавали в Нём Альфу и Омегу, начало и конец (Откр. 1:8) всего мироздания, Того, Кем всё живет и движется, и существует; Кто есть Бог Авраама, Исаака, Иакова (Мф. 32:22); Кто есть не Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20:38). Им, простым людям, обычным рыбакам-труженикам, а не каким-то великим ученым, посчастливилось на своем жизненном пути встретиться с самой Истиной, самой Жизнью, самой щедродательной благодатью через экран человечества, так Себя показавшего даже до смерти крестной: «Отче! прости им, ибо не ведают, что делают» (Лк. 23:34).
Увидев такое, они приняли Христа как идеал, единственный и неповторимый, самый желанный, самый нужный, самый драгоценный настолько, насколько, если он есть, значит, всё есть, а если его нет, то ничего нет — всё остальное, как бы мы не фантазировали, по своей сути — всего-навсего лишь мыльный пузырь. И они поделились этим опытом такого отношения, запечатлев его письменно, и мы знаем его как Священное Писание, как Божественное Откровение для того, чтобы, приняв, вместив и, по возможности, удержав себя в этом даре, и мы смогли бы выявить свое отношение к этой действительности: если полюбим, то тогда знаем, каков будет закон действовать в нас и каков будет результат действования этого закона: с кем поведешься, от того и наберешься, со Христом сдружишься — вохристовишься, станешь христоподобным, для того мы и деточек своих крестим и слышим во время Таинства: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» (Гал. 2:27).
Так вот время в литургической жизни Церкви, которое мы именуем многодневными постами, это всё школа, лаборатория, практические занятия, чтобы опомниться: ты, крестившийся во Христа, считающий себя нормальным русским человеком, в Него облёкся, подумал ли ты о том, чтобы мысли твои были такие же, как у Него, желания такие же, как у Него, чтобы слова и поступки твои были такими же, как у Него.
Об этом восемьдесят пять лет тому назад под этими сводами и проповедовал жителям богоспасаемого села Волово освободившийся после тюрем и ссылок, после закрытия в 1923 году родной его духовной колыбели, Оптиной пустыни, назначенный сюда Тульским архиереем отец-иеромонах Гурий (Самойлов). И народ всей округи, истосковавшийся с семнадцатого-восемнадцатого года, во время безумия Гражданской войны, по тому, что когда-то было всеяно с детства, как семена истины и правды, как свидетельство радости не земной, а небесной… И какую зависть это вызвало у тех, кто не хотел видеть Христа, хотел построить всё иначе: «мы наш, мы новый мир построим …» Но сначала — «весь мир насилья мы разрушим до основанья», а затем «добьемся мы освобождения своею собственной рукой». Вот и добивались: брат на брата восстал, трудягу назвали кулаком и сгноили, христианство уничтожили…
То же самое происходит и ныне. И от нас требуется понять главное — жизнь не может быть правильно понята, если мы ставим вопрос: что она такое есть? Нет, жизнь – это не нечто, жизнь — это Кто: личностные три самосознающие инаковости, в себе конкретизирующие безначальную, бессмертную радостноносную Божественность, оттиском которой является все в этом мире и о Нём возвещает, и наш ум способен это понять, принять и правильно на это откликнуться, если только вопрос поставим правильно.
И какие бы события в истории Отечества нашего ни происходили, какой бы новый мир безбожия наши с вами бабушки и дедушки, покидая свои родные деревни и уходя в Москву, ни научились строить, какие бы горькие семена неверия, разрушения и запустения ни засеивали, сколько бы ни боролись со священниками, как с батюшкой Гурием, который совсем немного прослужил в этом святом храме — всё это не смогло уничтожить Того, Кто не уничтожим, Кто есть подлинная суть всего: Он просеивает и открывает всё! И всякий, кто ищет истину, а не ее суррогата, обязательно ее обретает, и какую силу имеет при этом — не только веровать в то, что Иисус из Назарета, этот сын плотника Иосифа и ткачихи Марии, есть Альфа и Омега всего (Откр. 1:8), из Которого мы, в Котором мы и к Которому мы, но и даже страдать за Него!
В этот праздничный день причастников вседушевно поздравлю с принятием Святых Христовых Таин!
Благодарю всех вас за ваши решимость и порыв искать истину, правильно ставить вопросы в своем поиске и с Божией помощью находить на них правильные ответы!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова