В день тезоименитства блаженнопочившего митрополита Серапиона (Фадеева), возглавлявшего Тульскую епархию с 1989 по 1999 год, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил литию в Свято-Никольском (на Ржавце) храме в сослужении городского духовенства Тульской епархии.
Перед началом литии владыка Алексий обратился к предстоящим с архипастырским словом: «Милостью Божией вновь в нашей с вами земной христианской церковной жизни наступил день, когда православная христианская вселенная ублажает великого святителя и дивного пред Богом молитвенника и страдальца святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, чудотворца и подвижника Троице-Сергиевой лавры, жизнь которого, свершившись, была особым образом прославлена от Бога тем, что тело его, бывшее живой церковью Святого Животворящего Утешителя Духа истины, обретено было в том священном месте обители Живоначальной Троицы, на котором когда-то стояла келья, построенная руками ее основателя, преподобным Сергием. Келья, духовным взором созерцая которую, великий святитель Московский Филарет (Дроздов) сравнивал с тем жилищем святых, порог которого был истерт ногами равноангельных подвижников и учеников преподобного аввы Сергия и через который однажды переступила Сама Владычица Неба и земли Пресвятая Госпожа Богородица. И до сегодняшнего дня место это именуется Серапионовой палатой ради того, что именно здесь, на месте земных трудов и подвигов преподобного Сергия и явления ему Божией Матери, Господь судил упокоиться святыми мощами святителю Христову Серапиону.
Сей небесный покровитель блаженной памяти святителя земли Тульской, нашего духовного отца владыки-митрополита Серапиона дает нам возможность в день памяти двух: одного, Церковью уже прославленного, а другого — прославляемого благодарной любовью и признательностью наших сердец, исполняющих то духовное призвание, которое всеведущим Господом Богом Духом Святым открыто через сердце и ум первоверховного апостола Павла, когда говорит: «Помните наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). Это вера не в собственную силу, а в Божественную благодать, всегда немощная человеческая врачующую и оскудевающее восполняющую, неисчерпаемым источником любви открывающейся и становящейся доступной для не искушенного человеческого сердца, в покаянии ищущем обновления в своей немощи в благодатном и несомненном уповании, что сила Божия в немощи человеческой совершается, приходит к неисчерпаемому источнику жертвенной, жизненосной и жизнеутверждающей божественной любви в условиях времени и пространства в жизни Церкви открывающейся всегда за каждой Божественной литургией.
Поэтому вера и проповедь веры — и словом, и делом — и владыки Серапиона, и тех учителей духовных, которыми он был воспитан и в свое время свидетельство веры которых он воспринимал, — всё было направлено к тому, чтобы все пути, какие есть, и все возможности, какие нам даются во временной земной жизни, были бы в конечном итоге сфокусированы в единственную точку — ко Христу Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему, являющему Себя в полную меру доступности нашего восприятия во времени и пространстве за каждой Божественной литургией: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56).
Эта несомненная вера в Божественную благодать, таким образом к нам приходящая, чтобы мы любовью своей ответной смогли принять, привлечь, вместить и удержать ее животочную силу, и была тем смыслом и центром и жизни, и служения христианского — пастырского, а затем и архипастырского — владыки-митрополита. И те, кто принимал дар Божественной благодати через рукоположение владыки Серапиона, и те, кто слушал его слово и вместе с ним участвовал в совершении божественных служб, никогда не видели и не чувствовали, чтобы он привлекал чье-то внимание исключительно к себе. Никогда ничего подобно не было, но по немощи человеческой падая и вставая, владыка-митрополит изо всех сил показывал, что нет другого имени под небом, которым можно было бы человеку спастись, кроме имени Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Эта живая вера, воспринятая им от исповедников двадцатого века, от тех, кто принимал тяжелые гонения и мучения, была тем, даром, который сам воспринял от предшествующих поколений христиан, он передавал и нам. Сегодня она живет в мыслях, желаниях, словах и поступках каждого из нас и понуждает нас к тому, чтобы как можно больше погружать себя в атмосферу жизни Святой Соборной Апостольской Христовой Церкви, чтобы дальше, вслед за святым апостолом Павлом проникать в глубину этого божественного дара до той меры, о которой он свидетельствует, что теперь уже я могу изнутри не только ощущать, но и попытаться человеческим языком сказать в чем смысл человеческой жизни: «и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
Благодарю всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, за теплую и сердечную молитву о блаженной памяти тезименитого владыки Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, и искренне желаю нам всем в своей жизни достигать радостносной благодати Божией, чтобы и нам и в земных условиях, а особенно по пришествии от земных к небесным, перейти грань, через которую переходят все странники, прожившие здесь, на земле, не в поиске укоренения в тех зыбких границах, в которых пребывает она во всем многообразии своего выражения, а в устремленности к Отечеству Небесному, помня о том, что говорит апостол Павел от Духа Святого: «как странники и пришельцы» (Евр. 11, 13), взыскующие единого на потребу — Царства Отца и Сына и Духа Святого, развивающегося внутри нас и пребывающего в нас! Аминь»
Марина Полянская, фото Александра Морозова