В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме села Дедилово в сослужении благочинного Киреевского округа протоиерея Сергия Ковалевского и настоятеля архимандрита Трифона (Бортунова).
На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения совершено славление великомученице Параскеве перед чтимым ее образом и окропление молящихся святой водой.
Затем владыка обратился к предстоящим словом мира и любви о Христе: «В благословенный день престольного праздника сего святого храма на богоспасаемой нашей Тульской земле мы со всею полнотой христианской вселенной прославляем добропобедный христианский подвиг святой великомученицы Параскевы Пятницы и возжигаем в своих сердцах и мыслях свет любви и преданности Подвигоположнику Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, которым сияет и который источает великомученица Параскева Пятница, в надежде на то, что и нам ее святыми молитвами судит Господь, принявшим начатки этого света в таинстве Святого Крещения, затем таким же ревностным последованием в исполнении Христовых евангельских заповедей самих себя отдать этому огню совершенно. Подобно тому, как мы возжигаем свечу от пламенеющего огня лампады или иной свечи и видим, как поначалу она только-только занимается этим огнем, и совершенно ясно: огонь пока еще сам по себе, а свеча сама по себе, но они устремлены друг другу и уже соединены. В этом встречном движении каждый из них не хочет оставаться самим собой, а оба соединяются в единое, пламенея и источая свет и тепло.
Такой образ дается каждому из нас, как понимание христианства, понимание того, что же оно из себя представляет. И поэтому мы слышим, как и Параскева Пятница в свое время услышала прежде от родителей, а также и увидела, как они это христианство воплощают в своей жизнедеятельности, следуя словам Христовым: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я там и слуга Мой будет. И кто мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26).
Каков результат этого последования, и куда именно последует слуга Христов? В Царство Божие, внутри нас пребывающее, каковое есть ни что иное, как инаковость нашего самосознающего «я», которое не отождествляется ни с кем и ни с чем иным, и по сути является эхом голоса Самого Бога, но не тождественно Богу, не единоприродно с Ним. Ведь и эхо не тождественно тому, кто его производит, ни даже той голосовой энергии, которой пользуется производящий. Эхо не самобытно, оно происходит не из самого себя и не самим собою, оно существует, когда есть говорящий и он говорит, полагая начало и не полагая предела — до сего момента эхо существует, а как только предел положен, говорящий сомкнул уста и закончил говорить, эхо исчезает.
Осознание нашей личной самосознающей инаковости есть не просто некое возникшее эхо, а выявление собою пребывающее внутри Божественной жизни уникальное отношение и замысла, и осуществления этого замысла Трех Собезначальных Божественных Личностей голосом Единородного Бога Слова, вызывающего и приглашающего конкретного человека из небытия к бытию, чтобы в своей инаковости явиться, осознать самого себя в ней и затем, получивши импульс к движению, обернуться внутрь самого себя, увидеть это эхо и в нем, как в зеркале, —Того, Кто полагает ему начало, но не полагает предела, и Ему поклониться, и вострепетать от осознания, что я, оказывается, в самом своем основании —живой храм живого присутствия Божьего.
Именно так осуществляла свое христианство святая Параскева Пятница, которая нас сегодня собрала. Помните, как ее родители, христиане, воспитывали ее, как почитали заповеди Господни и особо выделяли пятницу абсолютным постом, воздерживаясь от всякого памятствования, которое отвлекает от памяти, что Царство Божие внутри нас есть.
А как они возвращались к памяти о том, что «кто Мне служит, Мне да последует…» (Ин. 12:26)? Что же они только открывали Святое Писание и его читали? Да, конечно. Чтобы ум насытить, подобно тому, как насыщаем мы чрево, нужно читать Писание со вниманием, нужно и совершать молитву. Но не только.
Можно послужить и реально Христу в окружающей нас действительности: прийти к Нему, и у Чаши Господней причаститься, что необходимо, а еще пойти ко Христу – в тюрьму, где сидят арестованные и мучимые христиане, в больницу, где пребывают страждущие от недугов, как это делали родители святой Параскевы Пятницы. И все, что они проживали в своей жизни, все, что делали – было стремлением послужить Христу. Там, в тюрьме и больнице, они Христа встречали и целовали, и чувствовали, как внутреннее их пространство возжигается пламенем самозабвения.
Своим примером родители научили Параскеву с детства так относиться ко Христу, поэтому, возрастая и придя в пору зрелой юности, она поняла, что полыхает этим пламенем, как свечечка, вся будучи им объята. И для нее было понятно, какая привилегия ей была дана: не просто согласиться с тем, что Иисус из Назарета Галилейского — Истинный Бог и Истинный Человек, а что Он — мое начало, мое настоящее и мое будущее, конечная цель, к которой я движусь и приду не в могилу, а лягу спать, погрузясь «в сон всея земли», и земля отымет от меня все, что Богом не сотворено, а создано мною, как искажение Божественной истины, и по трубе гласа Архангелова, когда Бог повелит, восстану, но уже в чистоте, и буду способен привлечь, принять, вместить и удержать сияние Божественной жизни радостноносно, как свое собственное. Поэтому ощущение того, что вам, тем, кто во Христа крестились и во Христа облекаются, дано и пострадать за Него, жило в святой Параскеве, и она об этом молилась (Флп. 1, 29).
Так и многие из нас, оказавшись в трудных обстоятельствах, вспоминают про Бога, начинают с Ним беседовать, а кто-то и дает обеты, и получают силу, но не всегда потом исполняют обещанное и вновь возвращаются к ситуации, в которой начался этот поиск, эта синергия взаимодействия. Так, опытно, мы имеем возможность почувствовать пребывающий в нас огонек Царствия Небесного, чтобы он объял собою всё, охватил и превратил в сияние света и тепла — это и есть истинное христианство.
В этот праздничный день причастников вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, потому что это и есть живое свидетельство на пути ко Христу. Именников поздравляю с днем тезоименитства!
Благодарю отца-благочинного, отца-настоятеля и всех вас за стремление к усердию доброкачественно проходить науку нашего отцепреданного православного христианского жительства!
На всех вас призываю щедрое Божие благословение, чтобы Его силою, Его светом, Его любовью идти по дорогам этой жизни, но не секулярно, не по-мирски, а истинно по-христиански, помня, что тот, кто Христу служит, Христу и последствует, и там, где есть Христос, в самом недре Святой Живоначальной Троицы в Единосущии Своем с Отцом и Святым Духом, там всегда и слуга Его пребывает».