Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Пасхальную вечерню во Всехсвятском кафедральном соборе города Тула в сослужении викария Тульской епархии епископа Веневского Феодорита и духовенства Тульской епархии.
За богослужением молились игумены и игумении епархиальных мужских и женских монастырей, ректор, преподаватели и студенты Тульской духовной семинарии и воспитанники приходских воскресных школ.
По отпусте вечерни секретарь Архиерейского совета Тульской митрополии протоиерей Павел Савельев огласил Пасхальное послание главы митрополии.
По окончании богослужения от лица епархиального духовенства и паствы владыку приветствовал епископ Феодорит: «Ваше Высокопреосвященство, сердечно поздравляем Вас с праздником праздников и торжеством из торжеств — Пасхой Христовой!
Святитель Филарет Московский говорит, что крестный ход перед началом Пасхального богослужения символизирует не только жен-мироносиц, идущих ко гробу Господа, но и всех людей, присоединяющихся к победному шествию Христа Спасителя с праведниками на небо. И все мы, благодатью Божией, идем по этой лестнице, на которой, как замечает святитель Филарет Московский, раньше обретались только ангелы, коих видел ветхозаветный Патриарх Иаков, а людей там никто не примечал. Но отныне на лестницу эту восходят и человеческие души, и мы идем по этому пути, только одним нам его не осилить — мы просто заблудимся, а потому впереди нас шествует Господь-Пастыреначальник. Однако Господь и Спаситель наш устроил мироздание так, чтобы были и у Него помощники для того, чтобы вести верных в Царствие Божие: это, прежде всего, апостолы, а после них — их приемники.
В дни празднования Христова Воскресения существует благочестивый обычай, когда со всех храмов духовенство и верующие сходятся в один крестный ход и единым народом идут к кафедральному собору. Нечто подобное происходит на земле, когда умозрительно все приходы, все епархии, как малые Поместные Церкви, идут своим ходом, чтобы однажды соединиться под водительством Единого Пастыреначальника Христа и с победной песнью войти в Царствие Божие.
И покуда мы идем к Единому Пастыреначальнику, Вы, Владыка, являетесь нашим руководителем. Конечно, иногда мы сворачиваем не туда, но у пастыря есть жезл, которым он управляет и указывает путь, как праведный Моисей, разводит море житейское, чтобы пройти как посуху, и наставляет идущих своим пастырским словом.
Дорогой Владыка, в эти пасхальные дни примите наши поздравления и пожелания крепкого здравия, многих лет управления Тульской епархией, вдохновения на добрые дела, которые вы совершаете постоянно, преумножение имеющейся у Вас мудрости, чтобы Вы были нашим путеводителем до той поры, покуда не передадите эстафету Христу Господу Богу!
Ваше Высокопреосвященство, мы искренне благодарим Вас за многотрудные и многополезные деяния и просим Ваших святых молитв! Многая и благая лета!»
После возглашенного многолетия митрополит Алексий поприветствовал духовенство и паству: «Словом мира и любви о Воскресшем Христе Жизнодавце в сей нареченный и святой день пасхального торжества, когда со всей православной христианской вселенной и мы на благословенной богоспасаемой тульской земле «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», приветствую святыню Вашего Преосвященства, боголюбезнейший владыка Феодорит, вас, возлюбленные мои собратья и сослужители Благовестия Евангельской истины в канонических пределах Тульской епархии, и вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, живые носители дыхания благодати Святого Утешителя Духа истины, теплящего в сердцах наших нетленное пламя ответной человеческой любви ко Христу, Распятому и Воскрешему, как к нашему Подвигоположнику, как к Альфе и Омеге нашей жизни (Откр. 22:13) и смыслу всех смыслов!
Не перестаю благодарить всеблагое Божие смотрение, судившее моей мерности в течение двадцати лет ощущать особое духовное ликование в нашем молитвенном прославлении любви Святой Живоначальной Троицы, являемой столькими чудесами и знамениями в пасхальный период жизни, когда Господь ведет нас по путям обновления наших смыслов, желаний, эмоций, чувствований и движения самой наши плоти, все еще стелящейся по дорогам тленным земли, возводя нас по этой лестнице от земли к небу.
Так мы получаем возможность в силу меры нашего самоотвержения перед откровением этой Божественной любви, свидетельствуемой и сошествием Благодатного огня на место страданий, погребения и славного живоносного Воскресения на Гробе Господнем, на Голгофе, в храме Воскресения Христова, во святом граде Иерусалиме и по всему лицу земли на священных трапезах христианских, где священнодействует эта любовь в Таинстве Божественной Евхаристии, питая нас не только созерцательно, но и вполне чувственно принятием Животворящего Тела и Крови Христовых — этого дара Богочеловеческого Донорства, возводящего нас в сотелесие и единокровие Христу Подвигоположнику и вселяющему опытное познание и переживание неутолимой жажды достижения единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия со Своим Подвигоположником и Воскресшим Господом.
И таким образом наша вера воспламеняется Духом Святым ответной любовью в сердцах наших, возвещающих устами первоверховного апостола всех народов земли великого Павла о том, что как в Адаме мы все умираем, а во Христе все оживем (1 Кор.15:22), не только бы давала нам пространство во времени того, что сам состав наш материальный, текучий и изменяющийся, в конечном итоге, по благости и замыслу Божьему, остановится, когда достигнет в своем движении, импульс которого получил от Бога, и мы воспримем всё то, что в полноте Своей имеет Бог, во Святой Троице славимый и поклоняемый, в нетлении и бессмертии. Но произойдет это только тогда, когда мы будем доброхотно приуготовившими себя в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), в меру того самого Лазаря, друга Господня, который приняв смерть, властью Жизнодателя был восхищен из нее, затем свидетельствовал всем окружающим, пастве своей на Кипре, а через нее и всему христианству из поколения в поколение, что уготовал Бог для любящих Его (1 Кор. 2:9), — не просто воскресение в здоровом теле, а воскресение для восприятия радости в единодушии, единонравии, единомыслии, единочувствии и единодействии с Самой Живоначальной Троицей!
Это и есть наше великое духовное достояние, наше призвание, которое мы играюще в эти пасхальные дни принимаем, насыщаемся им и неустанно «поем Виновного этой радости, Единаго Благословенного отцев Бога и препрославленного» и уповаем, что когда придет время, и Господь позовет нас сделать самый главный шаг по ступеням восхождения из мира теней, который так нам дорог и близок с самого момента нашего зачатия, в мир первообразной красоты, то красота эта будет нам не чужда, она будет нам опытно знакома и желанна, и поэтому радости нашей никто и никогда, по неложному обещанию Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, отнять у нас не сможет (Ин. 16:19).
Вседушевно поздравляю всех, прошедших еще раз в земной своей христианской церковной жизни спасительное поприще святого и Великого Поста, позволившего нам потрудиться над тем, чтобы вырасти каждому в опытном осознании, в осмыслении совестным своим судом сходства или несходства со Христом Подвигоположником ради того радостного бальзама жизни, который изливался на нас и в Таинстве покаяния, и в Таинстве Приобщения Святых и Пречистых Христовых Таин и во всей полноте веселит и возносит от земного к небесному в эти светозарные пасхальные дни!
Благодарю всех и каждого за усердие и прилежание в свидетельстве этой дивной духовной перезакваски — «во Христа крестившись во Христа облеклись» (Гал. 3:26) — за осуществление в личной христианской жизни, в семейной жизни как в малой домашней Церкви, в наших приходских собраниях, мужских и женских монашеских общинах, в общем служении во славу Божью и на радость людям!
Желаю всем нам сопуствующей благодати светозарного сияния, как маяка негасимого, ведущего только в благоотечное пристанище живоносной истины Подвигоположника Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Пусть радость, которую так щедродательно по благоволению Бога и Отца Своим жертвенным Самодействием любви при содействии Святого Духа, Христос нам дарствует, мы принимали бы с ответной любовью и признательностью, с самозабвенной готовностью всё совершить во славу Божию и на радость людям!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!»
Марина Полянская, фото Александра Морозова