В Тульской духовной семинарии по приглашению епархиального культурно- просветительского центра «Фавор» побывали молодые люди – отдыхающие полустационарного отделения для престарелых и инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения города Тулы №1. Гости приняли участие в интерактивном занятии, посвященному удивительному миру музыки.
Гостей встретила Марина Михалёва, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», которая для начала вкратце рассказала молодым людям, впервые оказавшихся в стенах духовной школы, ее историю. С удовольствием было воспринято предложение ознакомиться с семинарскими тематическими выставками. Внимание сразу же привлекла экспозиция, посвященная митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию и приуроченная к недавнему 65-летнему юбилею Владыки. Посетители с неподдельным интересом слушали Марину Александровну, которая обращаясь к представленным фотографиям, документам и предметам, рассказала о детстве и юности будущего митрополита, обрисовала в общих чертах периоды служения Владыки Алексия на благо Матери Русской Православной Церкви. Но еще большее впечатление на гостей произвели многочисленные награды главы Тульской митрополии, а также примечательный факт, что еще одна такая возможность – прикоснуться к орденам и медалям архиерея, рассмотреть их – произойдет не ранее, чем через пять лет – на его 70-летие.
Тема интерактивного занятия, по традиции состоявшегося в любимой всеми красной гостиной, до последнего момента держалась в секрете, но она моментально прояснилась, как только Марина Александровна обратилась к его участникам с вопросом: «Любители вы музыку?». Разумеется, последовал единодушный ответ: «Конечно!».
С такой веселой и жизнеутверждающей ноты и началось увлекательное и познавательное путешествие в безграничный мир музыки, полный загадок и необычных историй.
Для начала девушкам и юношам было предложено поразмышлять над вопросом, когда именно в России, принявшей христианство более тысячи лет назад, появилось первое музыкальное училище. Из нескольких предложенных вариантов ответов одна из активных участниц встречи, Юлия, безошибочно выбрала правильный: 900 лет назад.
«Совершенно верно! Именно в 12 веке князь Андрей Боголюбский собрал вместе людей, обладающих хорошим слухом и голосом, для того, чтобы они могли совершенствовать свои умения, – прокомментировала Марина Александровна. – И, представьте себе, в Европе ничего подобного не было, Россия стала первой!»
Продолжая разговор о становлении российского музыкального образования и просвещения, было упомянуто и музыкальное училище, созданное Иваном Грозным в 16 веке.
Следующее задание было еще любопытней – внимательно рассмотреть российский нотный сборник 17 века и найти в нем ни что-нибудь, а сами ноты, которыми пользовались на Руси вплоть до Петровской эпохи. Но и с этой задачей молодые люди довольно быстро справились, близко подойдя к разгадке крюкового или знаменного письма, а также узнали, чем отличается «голубчик» (крюк) тихий от борзого, и как они влияли на тональность распева.
Разумеется, затронув тему музыкальной грамоты, нельзя было обойти стороной интереснейшую историю появления в 11 веке системы записи нот, которая по велению императора Петра Первого начала использоваться и в нашей стране. Роль музыкального теоретика и создателя нот итальянца Гвидо д’Ареццо с большим удовольствием исполнил улыбчивый и артистичный Никита.
После того, как Марина Александровна разъяснила происхождение названия каждой из семи нот, участники занятия занялись непосредственно творчеством: совместными усилиями сложили стихотворение, каждая строка которого начинается с названия нот по порядку, и переложили его на милую мелодию тоже собственного сочинения.
Во время познавательного урока гости семинарии также узнали, как устроены фортепиано и другой, менее известный и редкий сегодня инструмент, – фисгармония. Более того, все желающие смогли попробовать свои силы в освоении фисгармонии, однако далеко не всех получилось извлечь из нее звуки.
Но на этом практическая часть занятия не закончилась: юноши и девушки насладились звучанием музыкальной шкатулки, узнали, как она устроена, с неподдельным, каким-то детским восторгом восприняли миниатюрный чемоданчик с настоящим патефоном.
В завершение встречи гости вспомнили популярные песни, посвященные отчему дому, родному городу, родной стране.
«Согласитесь, что мы с вами сегодня с вами совершили столько открытий, вспомнили столько имен, знаменательных событий, узнали, как устроены музыкальные инструменты, – произнесла Марина Александровна, подводя итог занятия.- И еще множество самых интересных изобретений, которые человек придумал для того, чтобы мы жили с музыкой, чтобы она нас окружала и дарила нам радость! Поэтому пожелаем друг другу хороших музыкальных впечатлений, новых песен, в том числе и собственного сочинения, умения слышать музыку во всем, даже в обычных аплодисментах, которых мы с вами сегодня достойны».
Прощаясь, молодые люди поблагодарили Марину Александровну за гостеприимство и познавательное занятие, которое им всем без исключения понравилось и запомнилось.
«Наши клиенты всегда с нетерпением ждут экскурсий и занятий в Тульской духовной семинарии, потому что здесь их всегда встречают тепло и радушно, – говорит Александра Антропова, социальный педагог полустационарного отделения для престарелых и инвалидов Комплексного центра социального облуживания населения г. Тулы №1. – Немаловажно, что сегодняшнее занятие было построено на постоянном взаимодействии с ребятами, они стали его непосредственными участниками, смогли поделиться своими мыслями, эмоциями, какими-то познаниями. И это прекрасно, когда они вовлекаются в общение, в творческий процесс – ведь именно этого им так и не хватает в повседневной жизни».
«Огромное спасибо Тульской духовной семинарии, лично Марине Александровне за возможность разнообразить жизнь наших ребят, наполнить ее новым содержанием и впечатлениями, – присоединяется к разговору Ирина Матюшина, социальный педагог полустационарного отделения для престарелых и инвалидов Комплексного центра социального облуживания населения г. Тулы №1.- Хотелось отметить особый, творческий подход к занятиям, к выбору тем и их увлекательной подаче. Отдыхающие нашего отделения уже взрослые сформировавшиеся люди, многие из них имеют какие-то увлечения, интересы, о которых мы можем не знать, кому-то, напротив, представляются сложными для понимания, например, изобразительное искусство или кино. Но нет среди них никого, кого бы музыка не тронула и оставила равнодушным. И я уверена, что сегодня им всем было интересно, они получили настоящее удовольствие».
Марина Полянская, фото автора