Запоминающимся событием для читателей и гостей Центральной городской библиотеки имени Льва Толстого Тулы стала встреча с Алексеем Домбровским – тульским дизайнером, членом Союза Дизайнеров России и Международной типографской ассоциации, историком книги, ведущим российским специалистом по творчеству русского художника и графика Сергея Чехонина. Арт-лекция была организована по инициативе и непосредственном участии культурно-просветительского центра «Фавор».
Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», в первую очередь рассказала, что знакомство с Алексеем Домбровским, являющимся также авторитетным исследователем книжного инициала и шрифтовой графики, открыло новые темы в работе с детьми и подростками: «Благодаря статьям Алексея Анатольевича об истории буквицы и инициала, подаренным нам журналам с его публикациями, планшетам мы смогли разработать цикл интерактивных занятий, посвященных истории русской буквицы, искусству оформления рукописных и печатных книг, каллиграфическому мастерству. Нужно отметить, что современные дети, уже отвыкшие обращать внимание на оформление букв и книг, во время этих познавательных уроков познают характер буквы, учатся его чувствовать, понимать, от чего он зависит. Иными словами, Алексей Анатольевич открыл красивую дверь. Нам же осталось только в нее войти и увидеть, что за ней не одна комната, а анфилады прекрасных комнат, и, переходя из одной в другую, всякий из нас знакомится с неизведанным миром, обнаруживает незаметные ранее смыслы о книге как о предмете материальной культуры и постигает их».
Говоря же о сегодняшней встрече, или арт-лекции «Время Ч. Шрифтовые парадоксы Сергея Чехонина», Марина Александровна пояснила, что идея ее проведения возникла еще в 2017 году, когда страна вспоминала 100-летие октябрьского переворота.
«Хотелось показать, как это историческое событие происходило на самых разных уровнях: в государстве, в обществе, в сознании человека, и даже отразилось в начертании букв, – произнесла она.- Однако организовать такую лекцию получилось только сейчас. Тем не менее, своей актуальности эта тема нисколько не утратила».
Предварившая выступление гостя Оксана Владимировна Амелина, заведующая читальным залом Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого, обратила внимание на выставку, подготовленную специально к этому вечеру. В нее вошли те немногие издания, в которых имеются материалы о Сергее Чехонине (1878 -1936) , а также журналы и издания, включающие публикации Алексея Домбровского.
«Имя Сергея Васильевича Чехонина, чей пик творчества пришелся на переломные для нашей страны события: революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, первые десятилетия жизни при власти Советов – долгие десятилетия было скрыто от нас. В связи с этим настолько важно слово не просто специалиста, а человека, проникшего в природу одной из граней его таланта – создание новых шрифтов, – продолжила она.- Я с радостью представляю вашему вниманию необычную и интересную книгу «Два шрифта одной революции», которая отныне имеется и в нашей библиотеке. В ней Алексей Домбровский и его соавтор Владимир Кричевский представили свои исследования двух совершенно разных шрифтовых символов. Раздел, написанный Алексеем Анатольевичем, называется «Чехонинский шрифт». И, надо полагать, что сегодня нам откроются некоторые важные моменты из этой работы».
Далее вниманием аудитории завладел Алексей Анатольевич Домбровский, который в первую очередь отметил, что сам он относится к своей деятельности гораздо проще.
«Работаю я практикующим дизайнером в Тульском историко-архитектурном музее, и ни в коей мере не претендую на право называться ни искусствоведом, ни культурологом, – уточнил он. – В своей работе особое внимание я уделяю шрифтам и типографике, поэтому чаще всего называю себя типографом.
Как известно, Сергей Васильевич Чехонин, чьё140-летие, как и другие значительные даты, осталось без внимания в нашей стране и в мире, был выдающимся художником, стилистом, театральным декоратором, карикатуристом. Но меня он заинтересовал, прежде всего, как книжный график мирового уровня, но еще в большей степени – как уникальный шрифтовой мастер. Меня поразили его буквицы 18-18 веков. Когда я их увидел, они произвели на меня завораживающее действие. Позднее, когда я начал интересоваться его жизнью и судьбой, оказалось, что детство его прошло на станции Чудово под Нижним Новгородом. Так сложилось, что из этих мест родом и мой папа, и я с шести лет проводил там, у родных, лето. Контрасты этой местности, ее природная, ландшафтная красота, связанные с ней значительные исторические события, которые отражены в графике Чехонина, нашли живой отклик у меня, и это стало импульсом к изучению его творчества».
Вкратце рассказав основные вехи жизни Сергея Чехонина, лектор, как и было сконцентрировал внимание слушателей на «шрифтотворчестве» мастера. В своем выступлении Алексей Домбровский постарался максимально полно представить наиболее яркий период деятельности художника, начиная с 1917 года вплоть до его эмиграции во Францию в 1928 году. В это время уже сложившийся книжный график, представитель «младшего поколения» объединения «Мир искусства», экспериментировал, соединял традиционные приемы классического искусства с новаторским, порой невероятными, вырабатывал абсолютно новый, ранее неизвестный подход к шрифту и собственный неповторимый художественный почерк. В результате Чехонину как, пожалуй, никому другому удалось выразить и передать в графике и шрифте само ощущение, царившее в стране в первое время после революции, этого «вихря» перемен.
Увлекательная лекция сопровождалась видопрезентацией работ мастера. Это и растиражированные и хорошо известные обложки книг, как, например, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, так и малоизвестные логотипы революционных журналов, обложки сборников документов и отчетов о партийной работе, агитационные плакаты. Не остались без внимания потрясающие инициалы, логотипы, советские символы и эмблемы, агитационный фарфор.
Особый акцент был сделан на уникальных шрифтах Чехонина, которые выступающий сопровождал содержательными комментариями и анализом чехонинской манеры рисования букв.
В завершение Алексей Домбровский продемонстрировал шрифты, разработанные современными дизайнерами из России и Германии на основе художественных принципов Чехонина.
По окончании беседы слушатели задали Алексею Анатольевичу вопросы, на которые он с удовольствием ответил. Завершающим штрихом вечера стали слова признательности и благодарности за интересную встречу, а также предложение продолжить разговор на такую интересную тему как книжная графика и шрифт, прозвучавшие от Оксаны Владимировной Амелиной и Марины Александровны Михалёвой.
Марина Полянская, фото автора