В Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого писатель, публицист, проповедник, преподаватель Тульской Духовной семинарии Олег Сенин провел презентацию собрания сочинений своего друга, русского писателя Леонида Бородина.
Семитомное собрание сочинений увидело свет благодаря издательству журнала «Москва», который Бородин возглавлял вплоть до своей кончины в 2011 году. В издание вошли проза, стихотворения, публицистика и интервью автора. Одно из несомненных достоинств книги в том, что здесь наиболее полно представлено наследие писателя: его ранние произведения, лирика и сонеты.
Писатель, проповедник, преподаватель Тульской Духовной семинарии Олег Сенин, открывая презентацию, отметил, что привез в Тульский регион 50 комплектов собрания сочинений Леонида Бородина: «С 1969 по 1974 годы я находился в лагере для особо опасных государственных преступников, куда меня поместили за инакомыслие. Там я сподобился встрече с удивительными людьми, одним из которых был Леонид Бородин – замечательный русский писатель, державник по своим убеждениям, патриот, человек внутренне религиозный. По убеждению многих заключенных, Леонид Иванович сохранил кристальность своей натуры и репутацию честного благородного человека.
В 2013 году на творческом вечере, посвященном памяти Бородина, всем собравшимся было представлено семитомное собрание сочинений, которое вышло по инициативе жены писателя – Ларисы Евсеевны. Около полугода назад я позвонил ей и спросил про участь издания. Лариса Евсеевна посетовала, что книги плохо расходятся, ведь спрос на серьезную, духовно значимую литературу не так велик.
В память о моем друге я привез в Тулу 50 комплектов собрания сочинений, и их распределили через Тульскую областную универсальную научную библиотеку во все районные библиотеки и по вузам областного центра. Такой же проект я осуществляю в Рязани, Ярославле и Калуге. Дай Бог, чтобы наши старания содействовали известности Леонида Ивановича, и я верю – зная его творчество, – что спрос на такую литературу будет возрастать в нашем обществе».
Заведующая отделом абонемента Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого Наталья Горохова подчеркнула, что выход в свет семитомного издания – знаковое событие в литературной жизни: «Сегодня, в день 77-летия со дня рождения Леонида Бородина, мы собрались здесь, чтобы поговорить о наследии писателя, общественного деятеля, человека интересной и во многом трагической судьбы.
В лагерном заключении Бородин начал писать стихи, а после освобождения в 1973 году обратился к прозе. Его тексты через самиздат попадали на Запад и печатались в журналах «Грани» и «Посев». Леонид Иванович получил множество зарубежных и отечественных премий: Всероссийскую Пушкинскую премию «Капитанская дочка» (за повесть «Царица смуты»), Литературную премию «Умное сердце» имени Андрея Платонова, Премию Александра Солженицына, Литературную премию «Ясная Поляна» за книгу «Год чуда и печали», «Большую литературную премию России» Союза писателей РФ за книгу воспоминаний «Без выбора», Орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
Леонид Бородин – выдающийся прозаик ХХ века. Можно сказать, что он был одним из последних русских романтиков, и при этом оставался мастером социально-психологической прозы. Выход в свет семитомного собрания сочинений писателя является, несомненно, знаковым и долгожданным событием».
Заведующая сектором взрослого читателя Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого Ольга Прилепова уверена, что место наследия Бородина на главной русской полке мировой литературы ХХ века неоспоримо: «Собрание сочинений построено в согласии с авторской волей – тематически. Можно ли найти лучший ввод в его творчество, чем повесть-сказку «Год чуда и печали»? Все в ней дышит трепетной радостью первоначала: детство, изведывание природы, переживание первой любви, мечты и фантазии, наплывающие на реальность. Леонид Бородин в этой повести особенно удивительным образом, тактично и незаметно, навевает нам свое представление о любви как о вечном единстве чуда и печали.
Природа свята, красота мира – Божий дар, нетленная данность, потому грубые и корыстные вторжения в нее – кощунство. Эти открытия 12-летнего мальчика бережно хранит в душе и зрелый писатель. Это и придает повести особое лирическое обаяние.
Рассказы и повести перемежаются с очерками и воспоминаниями автора. Но всюду, в каждой вещи, виден незаурядный писатель. Бородин везде прям, устойчив и честен, всегда в ладу со своей совестью. Его мысль, его перо и дело были тем нравственным стержнем – одним из немногих в то смутное время, – который оставлял надежду на возрождение России.
Но за русской смутой всегда следовало опамятование. Произошло оно и в отношении Леонида Бородина. Место его наследия на главной русской полке мировой литературы XX столетия неоспоримо. И пусть первое собрание его сочинений будет тому порукой».
Олеся Феофилова, фото автора