Движение «Бессмертный полк» зародилось в Томске, и вот уже тысячи городов не только в России, но и в разных странах, подхватили эстафету, акция стала поистине международной, год от года число участников этого шествия растет в геометрической прогрессии.
Полк – весьма условное название: целая многомиллионная армия, непобедимая и огромная, двигалась 9 Мая по всей стране.
Такого единения народа не наблюдалось ни в один из праздников. Недаром один из священников назвал День Победы второй Пасхой: здесь тоже произошла победа Жизни над смертью. И Красное знамя приравнено по святости к Плащанице: им словно обернуты миллионы вечно живых, тех, кто по главной христианской заповеди отдал жизнь свою за других.
Первоначально ожидалось, что в Туле с «Бессмертным полком» пойдут 35 тысяч человек, но как сообщили организаторы, их было около 120 тысяч. К месту сбора – пересечению улиц Тургеневской и Менделеевской – отовсюду стекались люди со штендерами: шли целыми классами школьники, шли молодые семьи, неся детей на плечах, шли пожилые, военные, штатские. Казалось, весь город вышел на улицы, куда ни глянешь – повсюду с портретов смотрели солдаты Победы. Колонна, которую возглавили губернатор Владимир Груздев, члены регионального правительства и областной Думы, растянулась от кремлевской стены и до улицы Первомайской.
Пресс-секретарь миссионерского отдела Тульской епархии Марина Панфилова шла в колонне «Бессмертного полка с портретом своего дяди, Гришина Ивана Алексеевича.
– Он был старшим братом моего отца, – рассказала она. – Ушел на фронт в 41-м году, и погиб в первом же бою: сгорел в танке. И в семье мало говорили об этом: его мама, моя бабушка, получив похоронку, как окаменела. Не могла всуе говорить об этой страшной боли – потере сына. А когда я родилась, оказалось, что похожа на дядю Ивана больше, чем на родного отца, даже говорю с таким же произношением. И бабушка, глядя на меня, плакала: «Ванечка мой вернулся…» Это его последнее фото – прислал из учебки, я его отреставрировала в «Кодаке», а потом использовала для штендера. Иду и разговариваю мысленно с ним, родным человеком, с тем мальчиком, который ничего не успел в жизни, не оставил после себя детей. И думаю, какие же колоссальные потери понесла наша страна, как искромсала война ее генофонд, уничтожив этих мальчишек и девчонок…
Перед «Бессмертным полком» шел Тульский губернаторский духовой оркестр, исполняющий «Прощание славянки», «День Победы», «Катюшу». Люди пели сквозь слезы. Дети, молодежь, старики дружно выводили: «Одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…»
«Именно в этой колонне в душе возникает чувство единства, мы – монолит, одно целое со всей страной, с теми, кто глядит с портретов. И непередаваемое ощущение в душе у каждого – ощущение себя частью огромного государства, – так прокомментировал происходящее туляк Юрий Андреевич Самойлов, который нес портрет своего деда, Ивана Николаевича Самойлова. – Участники шествия нашли время не только сделать штендеры, но и узнать историю жизни своего героя. У каждого свой рассказ, если соединить их воедино, получится огромная летопись войны. Она поможет нам восполнить тот пробел в образовании, когда нас учили забывать, относиться скептически, принижать этот подвиг. И главное: поколение тех, кому сегодня за 50, за 40 было обеспокоено, что молодые ребята слабо знают прошлое Государства Российского. Казалось, что Великая Отечественная, стержень нашей истории, не держится в их сознании. И вот в День Победы невероятное количество молодых людей вышли на улицы – сознательно, понимая, зачем они идут, желая участвовать в этом празднике».
«Память неистребима… Не забывать войну – значит, помнить, что людям нужен мир…» – сказала, поспешая за всеми, пенсионерка Татьяна Сергеевна Исакова.
Полковник в отставке Сергей Владимирович Степанов пришел с двумя штендерами: «Это мой дед, Александр Степанов, и тесть, Леонид Иголкин, – пояснил он. – Оба записаны в Книге Памяти Тульской области. Дед начал войну в 1943 под Сталинградом, а закончил аж в Австрии в июне 45-го. Был командиром минометного расчета, имел награды за взятие Вены, Будапешта, Праги. А тесть, командир отделения связи разведроты, воевал на Ленинградском, а потом на 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Я – ракетчик, служил на Дальнем Востоке и в Сибири, не воевал. С «Бессмертным полком» хотел пойти еще в прошлом году, уже были готовы штендеры, но попал в госпиталь, и на 9 Мая меня врачи не отпустили. Это удивительная, беспрецедентная акция, подтверждающая, что память в народе жива, Россия не забыла подвиг своих защитников. Все участники посчитали своим долгом выйти на улицы с портретами родных и близких и занять свое место в этом строю. Они, погибшие, имели право с гордостью маршировать на Параде Победы. Но не дожили».
«Пронзительная атмосфера искренности, добра. Нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. Мы пришли с маленьким сыном Данилой, чтобы почтить память наших предков. Наши оба деда воевали, вернулись живыми. И дети должны помнить прошлое своей страны, знать историю – не искаженную, как пытаются ее представить сегодня, а подлинную, и сегодня словно урок такой истории получаем мы все…» – сказали супруги Александр и Татьяна Колосовы.
На всем пути следования колонну приветствовали стоящие на тротуарах – тоже со штендерами в руках, махали руками, кричали «Ура!», вытирали слезы. Такого количества улыбающихся заплаканных лиц больше не увидеть, радость и печаль, жизнь и смерть перемешались. Портреты люди несли, как иконы, прижимая их к груди.
Навсегда запомнятся отдельные картинки этого гигантского калейдоскопа: вот юная будущая мама плачет навзрыд, закрыв лицо ладошками.
А толстенький мальчишка, переваливаясь, несет фото, объясняя всем: «Это – прадед мой! Мой прадед!»
Вдоль колонны везут детскую коляску, на которой укреплен штендер. «Пусть наш ребенок с малых лет знает, что 9 Мая – великий праздник!» – поясняют родители.
Дети, одетые в солдатские гимнастерки, поправляют пилотки на голове.
Узбеки, таджики, азербайджанцы, переехавшие в Россию, машут руками, улыбаются. У нескольких из них прямо на оранжевые жилеты приколоты георгиевские ленточки. Это шествие отрадно еще и потому, что в нем можно уловить тот интернационализм, который так привлекал на сторону Советского Союза другие народы в Великой Отечественной войне. Как вместе сражались люди разных национальностей, так вместе и празднуют 70-ую годовщину Победы. Возраст, национальность, место жительства не имеют значения, мы по-прежнему единый народ, народ-победитель.
Пресс-служба Миссионерского отдела