В ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница» (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43) в рамках занятий по арт-терапии прошло импровизированное театральное представление по мотивам известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
«В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней».
При поддержке персонала больницы и по инициативе сотрудников отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии маленькие пациенты вместе с мамами и бабушками побывали на «островке» вдохновения и позитивных эмоций.
В последнее время популярные издания, посвященные проблемам развития детей, активно предлагают воспитателям и родителям обратить внимание на сделанные французскими учеными в ходе недавних научных исследований выводы: «Если вы хотите чему-то быстро обучить своего ребенка, то заставьте его смеяться». –
Таким образом, в очередной раз подтверждается мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое. В связи с этим давайте вспомним популярную еще в советские времена детскую песенку о том, что «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Эффективность данного утверждения наверняка смогут подтвердить многие взрослые, которым посчастливилось познакомиться с талантливыми и мудрыми педагогами, встречи с которыми неизменно ассоциировались с ощущением праздника, а уроки, проходившие в душевной и комфортной обстановке, запомнились на всю жизнь!
Со стороны взрослых требуются значительные усилия, направленные на вовлечение ребенка в постоянную деятельность – учебную, трудовую, в организованные развлечения. Учитывая индивидуальные особенности детской психики, необходима стимуляция активности, чаще дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов, методистов-психологов проводится разнообразная работа по организации игр, досуга и развлечений.
Ребенок, проходящий лечение, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их и в будущем приносить с их помощью пользу обществу, не под силу маленькому человеку самостоятельно. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, обладающий разносторонними социальными потребностями – в познании (в том числе и духовном), общении, творчестве.
При становящемся в наши дни массовым отрицательном отношении к учебе и труду, в качестве «ключа» к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. И задача взрослых – подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет искренний интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры, турпоходы и др.).
Особое значение в воспитании традиционно имеет книга, и это неслучайно. Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Даже в самые тяжелые времена, даже самые необразованные русские люди стремились внимать словам Священных текстов, осознавая, что воистину «без Бога – не до порога!» Именно вера помогает человеку обретать самого себя, не утрачивая при этом связь с национальными традициями.
За последние десятилетия русская самобытность подверглась серьезному испытанию. Согласно социологическим опросам, россияне перестают читать не только классическую литературу, отсутствует интерес к чтению как таковой. Но ведь именно в языке заложен некий генетический код русской культуры, само понятие «русскости».
Многие священники рекомендуют и детям, и взрослым чтение сказок, появляющихся в жизни каждого человека, как правило, с раннего детства. Их рассказывают мамы, бабушки. Дети вырастают, и уже сами, своим детям, пересказывают эти же сказки.
В сказках отражается дух нашей Родины. Православная Русь всегда жила верой в Бога и учила свой народ соблюдать заповеди Божии, запечатленные мудрыми сказками. Великий русский поэт А.С. Пушкин, день рождения которого отмечается в июне, дал напутствие, сохранившее свою актуальность: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Урок добра и справедливости солнечным июньским днем в игровой форме получили малыши, находящиеся на лечении в «Тульской областной детской психоневрологической больнице». Сюжет инсценированной сказки знаком всем: всети бедного рыбака однажды попалась золотая рыбка, неожиданно заговорившая человеческим голосом и обещавшая выполнить любое его желание. Но старик сжалился над ней и отпустил, ничего не попросив для себя: «Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе…»
В противовес злобной и жадной старухе характер старика отличается смирением и кротостью: он не спорит и не противоречит жене, когда та вновь и вновь отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями.
Само слово «смирение» означает – стараться быть в мире со всеми. Церковь учит, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В Евангелии Христос говорит: «Научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11, 29)
От смирения рождается и благодарность за все, происходящее в нашей жизни. С радостью и благодарностью восприняли малыши этот маленький спектакль!
Как известно, дети должны общаться друг с другом, иначе их социальная адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе товарищей для игр нужно, по возможности, учитывать взаимные симпатии и антипатии, сходство интересов.
В импровизированной театральной труппе сделать это, конечно же, было непросто. Обусловлено это спецификой больничных условий: отсутствие традиционных репетиций с плановым распределением ролей, заучивание текста наизусть и т.п.
Пытаясь, по возможности, сохранить заявленную тематику встречи – «Сказки Пушкина», в ходе действа организаторам пришлось вводить в постановку и новых участников. Так, в «Сказку о золотой рыбке» органично влился образ Кота Ученого, талантливо представленного юной Ангелиной; персонаж всезнающего автора-рассказчика, озвученный Верочкой и ее мамой; появилась и сцена приветствия мудрой и горячо любящей всех своих праправнуков и праправнучек няни поэта – Арины Родионовны в исполнении замечательной сотрудницы больницы Натальи Аркадьевны.
В отличие от взрослых, поначалу выражавших удивление по поводу некоторых несоответствий с оригиналом, дети сразу же влились в атмосферу творчества и фантазии. Захватывающим моментом сюжетной линии для детского восприятия стало забрасывание стариком Димитрием невода в синее море в надежде поймать хотя бы одну из трех весело плещущихся живых золотых рыбок (Вадим, Ярослав, Матвей), каждая из которых обладала своим особенным и неповторимым характером.
В отличие от сказки Пушкина, персонаж маленькой Юлии – вредная старуха – получился несколько иным: девочке очень понравилось «прясть пряжу»! «Заразившись» духом трудолюбия и общего радостного настроения, «старуха» вместе со всеми отправилась к морю и стала помогать старику тянуть невод!
В завершение представления все участники дружно и весело «испекли каравай», но непростой, а в виде «пряников печатных», которые так любила сказочная старуха.
Вот таким вечным христианским ценностям незаметно для себя учились в процессе игры малыши, и, кто знает, может быть, и взрослые тоже.
Известный исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина, Валентин Семенович Непомнящий – писатель, доктор филологических наук, однажды отметил: «Пушкин – мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира…»
Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению