Экспозиция живописи и графики «Живое древо архитектуры» открылась в выставочном зале Тульской Духовной семинарии при участии Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».
Она объединяет работы молодых художников, студентов кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета Тульского государственного университета.
С приветственным словом к участникам выставки и многочисленным гостям обратилась Марина Михалева, руководитель Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор»: «Как удивительно складывается жизнь нашего небольшого выставочного зала, – отметила Марина Александровна. – Месяц назад в этих стенах мы открывали выставку удивительного художника – Александра Алексеевича Корабельникова, которому исполнилось 90 лет, а сегодня представляем работы молодых авторов. И в этом есть некая высокая справедливость: планы выстраиваются не так, как мы того желаем, а как должно быть.
Мы с радостью приветствуем молодых художников, которые назвали свою экспозицию с помощью педагогов очень красиво – «Живое древо архитектуры». Но у нее есть еще одно привлекательное название – «Выставка семи». В нем есть нечто таинственное, некая интрига и обещание: с одной стороны чего-то единого, а с другой – семь индивидуальных взглядов на мир, семь непохожих творческих почерков, и это очень интересно. При этом невозможно выделить ни одной работы, все они, несмотря на жанровое разнообразие, равно прекрасны по своему настроению, по тонкой передаче собственного взгляда, душевных порывов или, наоборот, состояния умиротворенности художников».
Один из инициаторов и организаторов выставки, известный художник, кандидат искусствоведения и доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета ТулГУ Жанна Цинман рассказала о том, что главной целью выставки было показать творческое лицо своих учеников: и тех, кто уже заканчивает или закончил курс живописи и рисунка, и тех, кто находится в начале пути. «Экспозиция включает в себя три темы: архитектурный пейзаж, портрет и натюрморт, – пояснила Жанна Германовна. – Архитектурный пейзаж говорит сам за себя: архитектура – это вторая природа, это ответ человека-творца на все, созданное Творцом Богом. Господь сотворил природу и вложил в души человеческие стремление творить и создавать природу вторую, прорастающую в первую и становящуюся частью всеобщего мироздания.
Что касается портрета, то всем известно, что со времен античности человек трактуется как архитектура, которая одушевлена великим духом, вложенным в нас Господом. Авторы пытались передать в представленных работах ощущение человеческой души, ее вечности.
Жизнь вещей отображена в натюрмортах, а для этой выставки мы тщательно отбирали самые интересные работы: сюжетно-тематические и декоративные натюрморты, неожиданно получившие дальнейшее развитие учебные постановки».
Жанна Германовна выразила благодарность Тульской Духовной семинарии, предоставившей возможность молодым художникам поделиться своим творчеством, включить в круг своего общения новую аудиторию, а также семинаристам, занимавшимся подготовкой экспозиции. Перед ними стояла весьма непростая задача – разместить творческие работы таким образом, чтобы зритель смог увидеть и оценить во всей полноте их сюжетное и исполнительское разнообразие, говорящее о том, что будущие архитекторы обладают чувством прекрасного и владеют кистью. И это вполне закономерно, ведь традициям различных техник классической живописи – масло, темперу, акварель, как и многообразию графики, они обучаются у настоящих мастеров.
В это вечер из уст молодых художников прозвучало много добрых слов в адрес своих учителей: доцентов кафедры ГСиА художников Жанны Германовны Цинман, Виктора Николаевича Затюпы, Валентины Георгиевны Курковой и, к сожалению, ушедшего из жизни скульптора, профессора кафедры ГСиА Игоря Леонидовича Котенёва.
Мария Лещук, творчество которой вызвало особый интерес, поскольку девушка в прошлом году обучалась в Тульской Духовной семинарии на курсах псаломщиков, представила серию пейзажей. Большая часть работ была создана после паломнических поездок по святым местам Псковщины, а потому в центре каждой из них – устремленный ввысь белый храм, неприступные стены Псково-Печерского монастыря или возвышающаяся на холме маленькая деревянная церквушка. Особым чувством пронизаны этюды с далеких Соловков, а рядом – такие знакомые виды возвращающихся к жизни Белевских святынь.
«Выставка – явление очень ответственное для каждого из нас, и мы будем благодарны за критику, которая необходима, чтобы писать в дальнейшем как можно больше и совершенствоваться, – сказала Мария. – Если говорить о моих работах, то, несмотря на то, что в основном они представлены архитектурными пейзажами, за каждой из них стоят люди, мои впечатления и ощущения от общения с ними. В первую очередь – это мои педагоги, и, конечно же, люди, которые непосредственно связаны с местами, где я писала».
Нельзя обойти вниманием творчество Екатерины Евсюниной, которая в этом году перешла в магистратуру. «Я очень рада тому, что выставка экспонируется именно в стенах Тульской Духовной семинарии, в этом заключен особенный смысл и посыл для зрителя. Я очень люблю природу, меня всегда притягивали своей красотой храмы, – делится Екатерина. – Пейзаж и архитектура, как нерукотворный и рукотворный миры, всеобъемлющи и просто созданы друг для друга. Зеленые луга, пронзительно голубое небо и возвышающийся белый храм… На мой взгляд, ничего чудеснее и великолепнее быть не может, и этот сюжет объединяет практически все мои работы, отобранные для выставки, за исключением одной, на которой изображен наш домашний любимец – персидский кот. У меня изначально были относительно ее большие сомнения, все-таки по теме она мало подходит для экспозиции, но Жанна Германовна их развеяла, сказав, что это настоящий портрет. А недавно кот убежал, так что теперь это еще и память о нем».
Впечатляют и запоминаются картины Никиты Зотова, демонстрирующие широкий творческий диапазон молодого художника. Пейзажи «Утро в усадьбе Поленово», «Домик на углу улицы Льва Толстого», который уже, кстати сказать, снесли, красочный «Натюрморт с самоваром», выполненный в лучших традициях русской школы реализма, и контрастирующая, вызывающая ассоциации с Ван Гогом, работа «Новая спальня», портрет натурщика, написанный в графической манере. Несмотря на жанровое своеобразие и разницу техник, всем им присуща лёгкость и глубина одновременно, чистота линий, красок и неподдельная искренность.
«Мне очень приятно, что мои работы демонстрируются в этих стенах наряду с работами моих товарищей, – говорит Никита. – И особенно приятно, когда ты видишь, что они находят отклик у других людей. В такие моменты ты понимаешь, что создаешь их не только для себя. Большое спасибо организаторам и всем, кто сегодня пришел на выставку».
Автор миниатюрных зарисовок из Оптиной Пустыни, выполненных на картоне акварелью и цветной тушью, и других интересных работ Виктория Шульмейстер выразила надежду, что выставка «Живое древо архитектуры» станет началом большого пути молодых художников и будущих архитекторов в искусстве. «Большое спасибо нашим педагогам, дающим нам возможность не только реализовать себя как творческим людям, и повысить свое мастерство, но и показать свои работы людям, сделав их частью нашего маленького мира, в котором мы начали существовать всего четыре года назад, – обратилась к присутствующим Виктория. – Я надеюсь, что из этого маленького мира в мир большой мы несем только хорошее, показывая красоту нашей жизни через пейзажи, лица, свои ощущения и переживания».
Студент II курса Тульской Духовной семинарии Валентин Елисеев выразил всеобщее впечатление от экспозиции: «Отрадно видеть такие замечательные работы на духовную тематику, которые вызывают добрые мысли и чувства. И лично мне особенно понравились «Зарисовки из Оптиной Пустыни» и «Домик на улице Льва Толстого», они словно излучают особенный, мягкий свет. И, вообще, все представленные картины – родные, связанные с православной верой, с нашей русской землей».
В завершение хотелось бы присоединиться к пожеланиям Жанны Германовны Цинман своим ученикам – вдохновения, успехов, обретения себя и ответов на самые сложные вопросы, возникающих в процессе жизни, в творчестве, как источнике силы и любви.
Приглашаем всех желающих посетить экспозицию «Живое древо архитектуры» в любой день, кроме воскресения и понедельника, с 10.00 до 17.00 по адресу: Тула, улица Староникитская, 75, Тульская Духовная семинария, выставочный зал.