В неделю 26-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола и евангелиста Матфея воспитанники ГУ ТО «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних №1» посетили Успенский кафедральный собор.
Целью встречи, организованной сотрудниками Епархиального благотворительного отдела, стало знакомство с профессиями регента и церковных певчих, открытие для юных душ удивительного мира духовных песнопений, а также уникальная возможность «живого» соприкосновения младших школьников с особой клиросной атмосферой.
По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина для воспитанников детских социальных учреждений открывается новый цикл духовно-познавательных встреч, посвященных различным видам трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки.
По окончании Божественной Литургии со словом назидания к гостям обратился настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Сергий Резухин: «Мы встречаемся с вами в воскресный день, когда каждому христианину надлежит быть в храме. И сегодня Господь привел вас в этот прекрасный собор.
Вас ожидает интересная программа. Но вначале давайте вспомним строки из Евангелия, которое читалось сегодня во время Богослужения. Это всем известная история о милосердном самарянине. Некий человек спросил однажды Христа о том, что ему нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Но тот вопрошал далее: «А кто мой ближний?» И тогда Иисус Христос поведал ему такую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит (диакон), быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто (мы бы сегодня с вами сказали – иноверец), проезжая рядом, нашел на него и увидев его, сжалился, и подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Евангелие от Луки 10: 25-34)
Чему же учит нас Господь наш Иисус Христос? Каждый человек не должен размышлять о том, кто является ближним для него. Нужно самому стараться стать ближним для всех, т.е. нужно научиться любить всех людей. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом.
В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека. Встреча с любым несчастьем (неважно с кем оно произошло – с человеком другой национальности, с богатым или бедным) должна восприниматься нами как попущенная Богом, как происходящая по Его воле. И только таким способом мы можем совершенствоваться в христианской любви, потому что быть христианином без любви нельзя.
Церковь напоминала нам сегодня об этой притче в связи с началом Рождественского Поста, когда каждый человек должен подготовить себя к великому празднику Рождества Христова. А ваша главная задача, дорогие дети – быть послушными, любвеобильными и хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть нужной людям профессией!
Сегодня вам предстоит знакомство с клиросным хором Успенского собора. Желаю Вам ярких впечатлений!»
Осмотрев верхний этаж собора, полюбовавшись живописным убранством стен – фресковой росписью, выполненной в технике великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, поклонившись образу Успения Пресвятой Богородицы, ребята с нетерпением и нескрываемым восторгом поднялись на самый верхний этаж, практически под купол главного Тульского храма – на «полати», или хоры.
Как известно, еще на этапе возведения храма архитектору нужно задуматься о том, услышат ли прихожане возгласы священника, молитвы, произносимые чтецом и поющиеся хором. Для этого производятся сложнейшие акустические расчеты. Акустика зависит от пропорций, геометрической формы храма. В древности еще был такой способ улучшить акустику: во время обкладки стены в нее закладывали голосники – глиняные горшки, обращенные отверстием в храм, а расширяющейся частью и донышком – внутрь стены. Они закладывались в западную стену, что позволяло звуку, исходящему с восточной стороны (из алтаря, с амвона), при отражении не гаснуть, а усиливаться.
Хору в храме отводится то или иное место не потому, что он там красиво смотрится или, наоборот, не виден. Важнее акустика: будут ли прихожане отчетливо слышать пение. Вопросы размещения хора в связи с акустикой храма разобрал регент и теоретик, выпускник Синодального училища Николай Ковин в 1915 году в статье «Управление церковным хором». Он разработал принципы размещения хора в пространстве храма, расположения партий внутри хора, определил положение регента, если хор большой или маленький.
Светлана Михайловна Беклемищева, регент хора Успенского кафедрального собора, радушно приветствовала мальчишек и девчонок. В интерактивном формате ребята должны были уяснить, что же скрывается под такими звучными и непривычными для них словами – «регент» и «певчие». Оказалось, что регент – это не кто иной, как дирижер церковного хора, а певчие – особые певцы для исполнения богослужебного пения при каждом соборном или приходском храме. А особыми они стали потому, что церковное пение – это слаженное по времени и по высоте звука произнесение слов молитвы. Перед певчими стоит много задач, прежде всего, чтобы слова молитвенных текстов были донесены до прихожан.
Для того, чтобы овладеть премудростью клиросного пения, нужно много учиться, а для начала – овладеть нотной грамотой. Помочь ребятам в этом нелегком деле смогли певчие, в игровой форме представившие семь нот нотного стана:
– Меня зовут нотка До, – пропела самая нижняя нотка. – Я люблю дирижировать!
– Позвольте представиться, нотка Ре! Я обожаю петь романсы.
– Ми – милая минорная нотка.
– Я, нотка Фа, люблю фантазировать.
– Я Соль, хочу быть солисткой.
– А я Ля, я очень ласковая и люблю летать.
– Я нота Си, мечтаю сыграть симфонию.
Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса. Это правило наши ученики усвоили очень быстро. После чего дети начали придумывать слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. В результате получился интересный звукоряд. Например, дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сирень. Как выяснилось, для выполнения задания, кажущегося на первый взгляд совсем простым, потребовались и хорошие знания родного языка. В противном случае, можно было бы долго и безуспешно искать ноту «фа» в предложенном кем-то из ребят слове «фонтан»!
Затем Светлана Михайловна, используя методику немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, предложила школьникам поупражняться в произнесении скороговорок, так как с помощью речи ребенку намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса, динамику, темп и т.д. Эта задача оказалась очень увлекательной, но в то же время достаточно трудной. И тут на помощь малышам снова пришел клиросный хор, четко и слаженно продемонстрировавший свои умения.
После подготовительных упражнений пришло время перейти и к самому процессу богослужебного пения. Для этой цели ребятам на русском и церковно-славянском языках были предложены тексты Богородичной молитвы, появившейся еще в первые века христианства. Эта молитва называется еще и ангельским приветствием, потому что составлена она была из слов архангела Гавриила, которыми он приветствовал Пресвятую Деву Марию, говоря Ей о рождении от Неё Спасителя. Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. «Богородице, Дево, радуйся» – эту молитву и по сей день можно услышать на самых разных языках.
Проникновенно и слаженно звучали в тот день под куполом Успенского собора чистые детские голоса, славящие «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим!»
Завершало этот необычный урок музыки знакомство с записью исполнения хором Валаамского монастыря известного греческого гимна Пресвятой Богородице – «Агни́ Парфе́не» (греч. Αγνή Παρθένε – Чистая Дева», распространенного святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), который, по преданию, услышал слова и мелодию гимна от ангелов.
Настоящей кульминацией встречи стало совместное исполнение этого чудного, проникающего в самую глубину человеческой души песнопения детским импровизированным хором и клиросным хором Успенского кафедрального собора.
Сердечно попрощавшись с певчими и регентом, ребята спустились в нижний храм, где приложились к раке со святыми мощами блаженного Иоанна Тульского. Сияли ровным светом поставленные тоненькими детскими ручками свечи, и каким-то новым светом блистали удивительно серьезные и одновременно милые юные лица.
За короткое время общения с настоящими профессионалами в своей области ребята поняли, что профессия – это такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, кропотливого продолжительного обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), – это еще не профессия. Профессию нужно осваивать, а для этого требуются способности, затраты труда, а самое главное, помощь Божия, Его промыслительное влияние на каждую судьбу человеческую. Святитель Филарет, митрополит Московский, определяет Божественный Промысел первым действием Божиим, последовавшим после сотворения мира и человека, причем таким действием всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляя их к благим целям, а всякому добру вспомоществует; возникающее же через удаление от добра зло – пресекает или исправляет, и обращает к добрым последствиям.
Одним из добрых последствий состоявшейся встречи со школьниками стало благое намерение одной из воспитанниц реабилитационного центра – в будущем петь на клиросе. Дай Бог, чтобы по молитвам Пресвятой Владычицы Богородицы, это желание детской души осуществилось!
P.S. Благодарим регента Светлану Михайловну Беклемищеву и певчих клиросного хора Успенского кафедрального собора, оказавших помощь в проведении встречи с воспитанниками социального учреждения.
Ольга Кулешова