Слу́жба преподобному́ченицам Августе, Анфисе, Макарии, Марии и Агриппине

Молитва преподобномученику Исаакию Оптинскому, преподобномученицам Августе, Анфисе, Марии, Макарии и мученице Агриппине.

Тропарь и кондак преподобномученицы Августе

В миру Лидия Васильевна Защук (урожд. Казнакова), родилась 2 июня 1871 года в Санкт-Петербурге. Отец – потомственный дворянин, тайный советник Казнаков Василий Геннадьевич. Мать – Лидия Алексеевна Главацкая, дочь штабс-капитана. Лидочка Казнакова была девочкой слабенькой, поэтому постоянно жила и воспитывалась в имении. Когда ей исполнилось шесть лет, скончался отец. Между братьями, вдовой и малолетней Лидией было поделено оставшееся после него наследство. Теперь все тяготы большой семьи легли на плечи уже немолодой Лидии Алексеевны, которая стала опекуншей троих малолетних детей. Старшие дети к тому времени уже отделились, а всего в семье Казнаковых было 12 детей. Денег не хватало, имение пришло в полный упадок. Лидия Алексеевна усиленно хлопотала о получении образования младшей дочери, Лидии, которая 1 сентября 1880 года была, наконец, определена в седьмой класс Александровского Смольного института. Тогда ее мать еще сумела внести соответствующую плату за обучение.

В институте Лидия Казнакова выделялась большими способностями, училась хорошо и охотно, хотя и не отличалась хорошим здоровьем. В августе 1884 года была переведена на бесплатное содержание и обучение, по просьбе матери, которая не могла платить далее. 30 мая 1887 года Лидия Васильевна Казнакова окончила институт. Впоследствии она всегда с благодарностью вспоминала Смольный институт и стала членом Общества взаимопомощи нуждающимся смолянкам.

После окончания института Лидия уехала с матерью в Тверскую губернию, к деду, где пробыла два года. Вернувшись в столицу, она стала жить в меблированных комнатах. Здесь же поселился молодой, блестяще образованный офицер Всеволод Защук. Через два года знакомства они поженились. Венчание состоялось 23 июля 1895 года.

Лидия относилась к мужу с удивительной скромностью и доверчивостью, но взаимности не находила. Помимо денежных затруднений, отношения между супругами осложнялись отсутствием в их семье детей. Супруги прожили вместе десять с половиной лет и расстались.

Лидия Васильевна Защук осталась без средств к существованию. 4 июля 1906 года она подала на имя Государя прошение с просьбой “приказать мужу моему вернуть мои деньги и выдать мне паспорт”. 15 ноября 1907 года Лидия Васильевна получила, наконец, вид на отдельное жительство от мужа на четыре года. Она работала на Адмиралтейском судостроительном заводе младшим делопроизводителем и переводчиком.

Осенью 1911 года Л. В. Защук просила выдать постоянный вид на жительство с правом получения заграничного паспорта без разрешения мужа, который категорически отказал ей в этом. Лидии Васильевне удалось уехать в Монте-Карло, а 16 февраля 1912 года она, наконец, получила постановление о праве проживания, раздельного от мужа.

Революционные потрясения в столице застали Лидию Васильевну служащей Городской думы, где она выдавала промысловые свидетельства. В бездне революционного хаоса у Лидии Васильевны не осталось ничего, кроме могил близких людей и никого, на чье плечо она могла бы опереться. Ее душа устремилась Богу, к Оптиной пустыни: родилась мысль стать монахиней и уйти от мирской жизни.

В Оптиной пустыни, как и во всех других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами монахи организовали Садово-парковое товарищество, которое затем вступило в юридический договор о совместном использовании и охране зданий в Оптиной с созданным в ней музеем, но в 1924 году Товарищество было закрыто “за антисоветскую агитацию”. Многие насельники обители после окончательного разгрома монастыря и Товарищества переселились в Козельск и его окрестности.

По прибытии в Оптину Лидия Васильевна около полутора лет трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе, а с декабря 1919 года начала работать в оптинском музее. Музей, основанный как заповедник, состоял не только из экспозиции и фондов, к нему отошли монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Первым заведующим Оптинского музея был о. Никон (Беляев). А когда осенью 1919 года он был арестован, работать там начала Л.В. Защук. С 20 июня 1920 года она занимала должность заведующей музеем.

В 1924 году на территории музея расположился детский дом с проживающими в нем 180 детьми. Началось постепенное посягательство на территорию музея и его вытеснение. В 1928 году музей был реорганизован и превращен в краеведческий, причем, большая часть музейного материала была отправлена в кладовую. Вскоре пришло решение о закрытии музея. Сразу после увольнения Л.В. Защук с должности зав. музеем началась распродажа его имущества.

В 1924 году Лидия Васильевна познакомилась с Надеждой Григорьевной Чулковой, приехавшей в Оптину на дачу. Когда Лидию Васильевну уволили из музея, она осталась без средств к существованию. Н.Г. Чулкова стала помогать безработной Л.В. Защук, ежегодно высылая определенную сумму денег. Лидия Васильевна переселилась в Козельск, где сменила несколько адресов. Вскоре она стала давать частные уроки немецкого и французского языков, а когда средств на пропитание не хватало, продавала свое имущество. В июле 1926 года, когда Лидия Васильевна сломала ногу, то смогла поправиться только благодаря уходу и помощи Надежды Григорьевны.

Несмотря на то, что Л.В. Защук была больна и отошла от музейных дел, интерес чекистов к ее жизни не истощался. В секретном доносе, названном “докладной запиской”, в Президиум калужского губисполкома поступили сведения о монастыре, где в частности говорилось:

“…Вот Л.В. Защук, бывшая зав. музеем (с большим трудом отстраненная), жена полковника, странная, эксцентричная женщина, при изъятии церковных ценностей была за противодействие арестована, религиозна до крайней фанатичности, свою службу сочетавшая с поклонением старцам…”

17 июня 1927 года Лидия Васильевна была арестована. Ее вызвали на допрос сразу после ареста. Лидия Васильевна вины за собой не признала. Она, как опытный юрист, спокойно и умно мотивировала все свои действия, обосновывая их распоряжениями и постановлениями правительства. Например, обвинение в незаконных богослужениях имело такое обоснование: “За молитвы частных лиц в своих помещениях никто отвечать не может, а богослужений там не допускалось, да никто и не просил о сем”. Она даже позволила себе со свойственной ей деликатностью смолянки напомнить следователю о законах и указать на распоряжения властей.

Обвинения в отношении Л.В. Защук рассыпались в ходе следствия, и она была освобождена 1 июля 1927 года по подписке о невыезде. 10 августа 1927 года в г. Козельске Калужской губ. с нее была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому “делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.”. 19 декабря того же года Лидия Васильевна была приговорена к высылке на три года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР.

По окончании срока высылки Лидия Васильевна жила в Туле, а после переезда архим. Исаакия (Бобракова) в г. Белёв она переселилась туда же. В 1930-е годы здесь жили ссыльные монахи Оптиной пустыни и монахини Шамординского монастыря. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе Белева. Именно тогда епископ Белевский Игнатий (Садковский) организовал подпольный женский монастырь при Казачьей церкви в Белеве.

В 1934 году епископ Георгий (Садковский) совершил чин пострижения Лидии Васильевны Защук в монашество с наречением имени Августы, а затем посвятил в схиму и назначил игуменией подпольного женского монастыря.

16 декабря 1937 года матушка Августа была арестована вместе с двадцатью монахами, монахинями, мирянами и священниками в городе Белеве. Арестованных перевезли в город Тулу. Мать Августу дважды вызывали на допрос. На первом матушка ничего не сказала, а на втором подтвердила, что в городе Белеве был организован подпольный монастырь при Никольской Казачьей церкви. На требование дать показания относительно деятельности монастыря и назвать имена сестер она сказала: “От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь”.

Не прошло и двух недель, как следствие было закончено. 25 декабря 1937 года начальник Госбезопасности Белевского райотдела НКВД по Тульской области составил обвинительное заключение. Мать Августу обвинили в том, что она “создала и возглавила женский монастырь из лиц служителей монашеского элемента… возглавила контрреволюционную деятельность среди населения”, ее осудили и приговорили к расстрелу.

Расстреляна 8 января 1938 года вместе с другими священниками и монахинями расстреляли на 162-м км Симферопольского шоссе под Тулой.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года.

Источник:

https://drevo-info.ru/articles/13677285.html