Несколько десятилетий назад Россия была самой читающей страной в мире. Книги и журналы выходили огромными тиражами и мгновенно раскупались.
Читали пассажиры в метро и электричках, спорили о любимых книгах школьники. «Новый мир», «Иностранку» и другие литературные журналы зачитывали до дыр. Правда ли, что сегодня интерес к чтению падает? Почему это происходит? Какая роль отведена книге в современной жизни?
Ответы на эти и многие другие вопросы искали собравшиеся в семинарской «красной гостиной» студенты и преподаватели ТДС и Тульского педагогического колледжа – участники круглого стола «Книги, которые мы выбираем». В роли модераторов круглого стола, организованного епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», выступили студенты семинарии Николай Шевчук и Валентин Елисеев.
Как это ни печально, приходится констатировать: в целом читать мы стали меньше. Что же тому причиной? Стремительный темп жизни? Гаджеты, которые всегда под рукой? Порождённое ими «клиповое» сознание, когда трудно сосредоточиться на большом тексте? Многие убеждены, что книгу вполне может заменить фильм – существуют экранизации практически всех классических и просто известных литературных произведений.
– В самом деле, мы часто оказываемся перед выбором: литература или кино, – говорит преподаватель психологии общения педагогического колледжа Галина Эдуардовна Севостьянова. – А между тем, это совсем разные вещи. В юности я посмотрела фильм «Место встречи изменить нельзя», он произвёл на меня огромное впечатление. Потом я узнала, что есть книга братьев Вайнеров «Эра милосердия», которая легла в основу сценария этого фильма, и прочитала её. Ощущения были совсем другие, как будто это два разных произведения. И одно другим заменить невозможно. Точно так же – и с другими экранизациями. Для меня на первом месте всегда книга.
Студенты вспомнили многочисленные экранизации классических, знакомых по школьной программе произведений – «Война и мир», «Анна Каренина», «Тихий Дон», «Доктор Живаго». И вот общее мнение: ни один из фильмов не может по-настоящему соперничать с книгой, у неё совсем иная природа.
– Фильм – это режиссёрское прочтение, а в процессе чтения мы открываем мир того или иного произведения самостоятельно. Чтение – творческий процесс, мы ведём диалог с автором, соглашаемся с ним или спорим. Книга формирует у нас критическое мышление, – считает студент 2-го курс ТДС Георгий Сакович.
Но что же такое чтение – труд или удовольствие?
– Если человеку привита любовь к чтению, то он получает от книги огромное удовольствие, – говорит студент подготовительного курса семинарии Алексей Дёмкин. С ним соглашаются будущие педагоги.
– Чтение может приносить боль, – делится своими размышлениями Николай Шевчук. – Иногда книга задает тебе такие вопросы, на которые ты мучительно ищешь ответ – и не можешь его найти.
– Возможно, это и есть настоящая книга – та, которая не даёт жить спокойно? – замечает преподаватель семинарии, руководитель «Фавора» Марина Александровна Михалёва. – Но всегда ли просто отличить «настоящую» книгу от «ненастоящей»? Наверное, для этого мало одной интуиции, необходимо иметь определённый читательский опыт и литературный вкус.
– И не только, – добавляет Валентин Елисеев. – Самое главное, как мне кажется, – моральные устои человека, которые формирует христианская вера. Без неё человек может заблуждаться.
– Мне очень помог совет протоиерея Андрея Ткачёва, священника московского храма Воскресения Словущего, автора многих книг, – рассказывает Алексей Маничев. – Мне довелось с ним пообщаться, когда он приезжал в Тулу. Отец Андрей сказал, что надо читать как можно больше самых разнообразных книг – только так можно сформировать литературный вкус и начать в чём-то разбираться,
Марина Александровна напомнила о проходившей в семинарии выставке «Советуем вам прочитать», где были представлены любимые книги студентов, преподавателей и сотрудников семинарии, и спросила участников круглого стола, какие произведения посоветовали бы прочитать своим друзьям они.
У каждого – свой круг чтения. Студентка педколледжа посоветовала познакомиться с книгами Юлии Вознесенской – «Юлиана», «Путь Кассандры», «Путешествие Ланселота» и другими. Любительницы классического детектива вспомнили о захватывающих романах Агаты Кристи. Семинаристы заметили, что можно уделить время и «Дозорам» Сергея Лукьяненко. Будущий педагог Иван призвал не забывать книги о спорте, в частности, о таком актуальном направлении, как функциональные тренинги.
Семинарист Николай Шевчук посоветовал прочесть на досуге книгу Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и посмотреть одноимённый фильм: «Там рассказывается о человеке, который хочет жить, как святой, но у него это никак не получается». Но на первый план Николай ставит романы Ремарка с их героями, в самых сложных обстоятельствах старающимися сохранить доброе отношение друг к другу, чистую совесть и человеческое достоинство: «Почти все его романы – о том, что мир изменился, а люди остались прежними. Для них нет места в этом новом мире, охваченном Второй мировой войной, поэтому мир швыряет из стороны в сторону».
Участники круглого стола попытались ответить на вопросы: как сделать правильные выводы из прочитанного – и как отличить правильные от неправильных; где кончается правда жизни и начинается художественная правда; есть ли для литературы запретные темы?
В завершение встречи Марина Александровна предложила студентам поговорить о любимых литературных героях.
– В детстве моим любимым героем был Тиль Уленшпигель, – рассказывает она. – Странный язык книги Шарля де Костера, незнакомая страна, далёкая эпоха – всё это только усиливало интерес к герою, обладающему невероятной внутренней свободой.
– А я бы назвал любимым героем князя Льва Николаевича Мышкина, – говорит Николай Шевчук. – В десятый раз уже перечитываю роман Достоевского «Идиот» – и постоянно открываю что-то новое. Князь Мышкин живёт очень просто, говорит что думает, не мечется; внутренняя правда не искажена в нём. Но на каждом жизненном этапе – свой любимый герой. Когда-то я был в восторге от мушкетёров, особенно мне нравился д’Артаньян с его мужеством, верностью дружбе и чести.
Студентки педагогического колледжа называют в числе любимых литературных героинь Маргариту из романа Михаила Булгакова, которая восхищает их тем, что бесстрашно борется за своё счастье, за свою любовь.
С девушками не соглашается Марина Александровна. Она считает, что Маргарита, подобно Печорину, привлекает «обаянием зла». Куда же в итоге она уводит Мастера? В «дурную бесконечность». Маргарите Марина Александровна противопоставляет пушкинскую Татьяну Ларину и лирическую героиню стихотворения, написанного египтянкой, жившей задолго до Рождества Христова, чьё имя история не сохранила. Вот несколько строк из этого древнего шедевра, где запечатлено совсем другое представление о женском счастье:
Как бы я хотела, мой прекрасный,
стать твоей заботливой хозяйкой,
чтоб моя рука в твоей лежала,
чтоб моя любовь была твоей отрадой…
Время, отведённое на встречу, подошло к концу, а обсуждение очень важных для всех проблем только начало набирать силу. Поэтому семинаристы предложили продолжить разговор о книгах в будущем. Студенты и преподаватели педагогического колледжа поблагодарили семинарию за тёплый дружеский приём. Галина Эдуардовна Севостьянова пожелала участникам круглого стола, чтобы интерес к литературе у них никогда не иссякал и приносил добрые плоды, делая жизнь ярче и интереснее.
Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов