Суббота. Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я.
Прп. Мака́рия Ореде́жского, Новгородского.
Служба ап. Матфия полиелейная, совершается вместе со службой попразднства Преображения.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Ап.: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26. Лк., 40 зач., IX, 1–6.Ряд.: 1 Кор., 123 зач., I, 3–9. Мф., 78 зач., XIX, 3–12.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3, и апостола, глас 1-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…»33, «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 334.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ре́вности Боже́ственныя испо́лнен…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «И́же на горе́ Фаво́рстей…».
По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.
Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.
Кафизмы 16-я и 17-я35. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.
По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «И́дольскую горды́ню низложи́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Фаво́рстей…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие апостола. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола Матфи́я…». Стихира апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…» (см. славник на «Господи, воззвах»).
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Преображения: «Ли́цы изра́ильтестии…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о седальне апостола, глас 2-й: «Незаходи́мое со́лнце яви́ся…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 101 об.) этот седален также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Оста́вив земна́я…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ви́деша на горе́ Фаво́рстей…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.
Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника и апостола читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.
На входе: «…преобрази́выйся на горе́…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь апостола; кондак праздника. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и апостола.
Апостол и Евангелие – апостола и дня.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей…».
33 Ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206.
34 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
35 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).