При храме Преподобного Сергия Радонежского прошла очередная духовная беседа.
Встречу, на которой присутствовали прихожане храма, провел настоятель протоиерей Вячеслав Ковалевский. В ходе вечера присутствующие говорили со священником в форме диалога за чаепитием на тему Великого поста.
«Сейчас идет вторая неделя Великого поста, что же такое пост? Это воздержание, это подвиг, в это время мы лишаем себя или ограничиваем в чем-то ради Бога и это не обязательно в еде. Это воздержание должно привести к изменению сознания, которое дает толчок бороться совсем тем, что мешает исправляться. Есть много людей, которые прибывают в состоянии греха и из этого состояния не выходят, так и умирают. Читая притчу о блудном сыне,можно встретить такие слова «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою»(Лк. 15: 18) – это уже является началом покаяния.
С первых слов в Евангелие Иоанн Креститель, а такжеиСам Спаситель говорят о покаяние, то есть об изменение. Мы должны идти за Христом и исправлять себя, для этого есть средства и одно из них – пост то есть определенные ограничение ради Бога в течение сорока дней и страстной седмицы, это десятая часть года, когда мы должны послужить Богу. Церковь как заботливая мать вырывает нас в эти дни из повседневной жизни и призывает к воздержанию.
Исповедь – это не перечисление грехов, вспомнить их – это еще не цель. Покаяние есть анализ грехов, который производит человек, очищая самого себя.Необходимо научится каяться без лени. Как правило, особенно среди тех людей, которыетолько начали воцерковляться естьдве крайности: когда люди исповедуются во всем и не хотят думать конкретно, в чем согрешили, илинаоборот, заявляют, что у них есть все грехи без исключения.
Финал поста – это Пасха, условия – менять сое сознание. Во время Великого поста в богослужении все меняется: священники одеваются в темные облачения, песнопения становятся монотонными. Человек должен держать себя в форме как спортсмен, но не впадать в крайности. Пост не отменяет праздников, в это время их также бывает много и церковных и семейных, но отмечать их можно по-разному. Первую неделю в храмах читается канон Андрея Критского. Соблюдая правила и предписания поста по силам происходит перевоплощение человека», – рассказал отец Вячеслав.
Во время беседы слушатели задавали вопросы, среди них были следующие: «Если человек покаялся давно в том или ином грехе, уже исповедовал его, стоит ли еще в нем каяться. Сколько надо каяться, ведь есть те грехи, которые мы совершаем постоянно?».
Отец Вячеслав пояснил: «Действительно бывает и такое, совершая грех, мы каемся в нем, но нас долго не перестает мучить совесть. Не надо нести его в себе и постоянно культивировать. К сожалению, иногда за содеянное в юности мы несем покаяние всю жизнь.Руки мы моем постоянно, но они у нас регулярно пачкаются, это не значит, что необходимо перестать мыть руки вообще, а мыть по мере их загрязнению. Это относится и к человеческой душе».
Одной из слушателей был задан вопрос о том,покаялся ли Иуда или нет, приведены слова и Евангелия от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать серебренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27:3-4). Иуда совершил действия, в отличие от разбойника, на кресте: «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. (Лк. 23:40-41). Иуда в отличие от разбойника совершил действия, где тогда же находится Иуда, если по Евангелию сказано что разбойнику Спаситель сказал, что он будет с Ним в раю?».
«Спасение мы понимаем как соединение воли Бога с волей человека. Мы не знаем, где находится сейчас Иуда, но в Церкви не существует такое понятие как «проклятие». Мы не сопоставляем его с апостолами, но Церковь не выносит ему анафему» – пояснил отец Вячеслав.
Подводя итоги беседы,батюшка отметил, что мало осознать, что грех являете ядом, надо учиться это яд не употреблять, выработать иммунитет против греха, держатьсятрезвости.
Татьяна Шитова