В Свято-Сергиевском храме на прошедшей неделе простились с выдающимся иконописцем, стараниями которого был расписан этот храм – Олегом Владимировичем Симоновым.
Талантливый художник и иконописец отошел ко Господу 4 февраля после тяжелой и продолжительной болезни на 67-ом году жизни.
В 90-х годах Олег Владимирович пришел в Свято-Сергиевский храм, чтобы своим талантом и трудами послужить Богу.
Им, в сотрудничестве с художником-иконописцем Владимиром Николаевичем Тимофеевым, выполнены настенные росписи храма и иконы в иконостасе главного алтаря. В церковном доме помещены портреты храмоздателя митрополита Сергия (Ляпидевского) и настоятеля храма протоиерея Геннадия Ковалевского кисти Олега Симонова. У многих людей имеются иконы и картины, написанные им.
Попрощаться с Олегом Владимировичем пришли в храм преподобного Сергия его коллеги, сотрудники, друзья. Чин отпевания совершил протоиерей Вячеслав Ковалевский.
Олег Владимирович родился в Пасхальную ночь 9 апреля 1950 года. Приучать ребенка к рисованию в семье начали рано – его отец был художником. В три года отец вручил ему карандаш, и по улице мальчик бегал с карандашом и бумагой, а вечером отец требовал показать, что он нарисовал за день. Потом задания усложнялись, и вскоре сын начал помогать отцу. Учась в 7 классе, будущий иконописец оформил всю четырехэтажную школу плакатами и стендами, за что его наградили путевкой в «Артек». Мальчик учился хорошо, и мать хотела, чтобы он получил высшее образование, но по настоянию отца талантливый юноша поступил в столичное художественное училище. Поступал и учился легко.
В 1970-е годы Олег Владимирович был принят в художественно-производственные мастерские при Союзе художников Тулы на должность оформителя. «Чтобы ты ни закончил, все равно через оформительский вариант нужно было пройти, но зато я там прошел серьезную школу», – вспоминал Олег Владимирович при жизни. Работа в мастерских позволяла писать для себя, он писал портреты, а потом появилось много заказов, в том числе на серию портретов тульских исторических знаменитостей. Его работы экспонировались на областных и республиканских выставках.
В 1980 году мастер вступил в Союз художников и два года пробыл там на должности директора, а потом понял, что это не для него. Однажды друг предложил Олегу писать иконы, он написал святителя Николая Чудотворца и показал священнику в храме, который сразу после этого доверил ему работу над иконостасом. Олег Владимирович говорил, что писать иконы – дело непростое и ответственное, к которому необходимо подготовиться, и в первую очередь изнутри.
В девяностые годы на стены в храме было страшно смотреть, а сегодня они покрыты росписями, созданными руками Олега Владимировича. Перед алтарем – выполненный им новый иконостас.
После окончания работ в храме художник пробовал вернуться к мирской живописи, но не пошло, он говорил, что там была мирская суета, а в церкви хорошо, спокойно, хотя по молодости хотелось стать художником, хотелось славы. Но она проходит, и тогда приходит вера. Вера в Бога. А остальное пустое.
Игорь Борисович Щёлоков знаком с Олегом Симоновым с 80-х годов прошлого века: «У нас не было особо близких дружеских отношений, был большой общий круг знакомых художников. Поэтому я могу сказать об общем впечатлении. Человек выдержанный, уравновешенный, талантливый, конечно. Мы обычно на выставках встречались, у него в мастерской. Несомненно, он человек заслуженный, постоянно и много работал. Его работы всегда были востребованы, и у коллег вызывали положительные отзывы. Он всегда был человеком довольно сдержанным, в какие-либо острые споры не вступал. Был радушен, уважал окружающих за их мнение. Его основная приверженность к живописи – через портреты. Он был всегда на хорошем счету в нашем художественном фонде, пользовался уважением со стороны сотрудников и руководства».
О работе его в Сергиевском храме рассказал помощник настоятеля по строительно-реставрационным вопросам Игорь Петрович Золотов: «Когда Олег Владимирович пришел к нам в 1995 году, к росписи храма в то время уже приступили. Леса уже были выставлены под купол, и Олег начал работать. Он практически все леса освоил, везде он был. Мы все боялись раскрыть леса – что получится? Раскрыли – все прекрасно! Ещё такой же момент был с Покровом – над алтарной росписью. Мы не знали, что там, Покрова не было, это батюшка Геннадий решил. Мы нашли там только туфельку. Там все было отбито, все было съедено грибком. Мы выжигали лампами, штукатурили по новой… Потом он начал писать. Все было поэтажно, и боялись, что несимметрично будет. Открыли – всё отлично!
Следующим этапом был иконостас. Мы решили попробовать сделать его по образу иконостаса в Пюхтицком монастыре. Олег сделал проект иконостаса, нашел резчика (это его друг). Нашли человека, который выполнил лепнину по его эскизам, по его формам. Резные Царские врата делали по эскизам Олега, а иконки он сам рисовал, и большие иконы первого ряда. Он быстро работал. Над иконостасом он и дома работал, и в мастерской. Дверные и второй ряд – это всё уже Володя делал.
Практически вся художественная работа в храме двух человек – Олега и Владимира Тимофеева. И ещё один момент – Олег был очень непритязательным».
Владимир Николаевич Тимофеев был знаком с Олегом Владимировичем более 40 лет. На протяжении многих лет они трудились то вместе, то порознь. В Сергиевском храме совместная работа продолжалась пять лет. На вопрос, что он может сказать об Олеге Владимировиче, Владимир Николаевич ответил: «Мы в работе часто дополняли друг друга, было какое-то взаимозамещение. Несмотря на противоречия. Чего-то не хватало у него, чего-то у меня. Что-то у него получалось лучше, что-то – у меня. Я запомнил, как мы познакомились: стояли на лестнице художественного фонда и разговаривали, как изобразить капельку росы на яблоневом листочке.
Ему Бог дал дар, которому нельзя научить, сколько бы академий не кончал – чувство тона. У меня такого дара не было, и нет. Олег уже работал в Сергиевском храме, позвал меня посмотреть. Надо было расписывать барабан. Сначала отмыли старую роспись. Игорь Петрович предложил попробовать одну фигуру, но Олег решительно сказал: «Нет, пишем весь барабан». У него была такая уверенность, что всё получится! Роспись Покрова над алтарём – великие по клеточкам рисовали, Васнецов по клеточкам рисовал в храме. Олег же без всяких клеточек рисовал совершенно спокойно рисунок в два метра. Глаз был очень точный! Талант бесспорный! У меня есть сожаление, что мы могли бы вместе больше сделать. Но не сделали».
Друг Олега Владимировича, молодой иконописец Владимир Валов, который в последнее время часто общался с ним, отметил: «Олег Владимирович Симонов был одним из старейших художников-иконописцев нашего города. Благодаря упорной работе над росписями Свято-Сергиевского храма, с молитвенной поддержкой его настоятеля отца Геннадия Ковалевского, Олег сформировался как художник-монументалист, работавший в особой манере русских мастеров XVIII-XIX века. Будущий Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, посетивший в 2002 году Свято-Сергиевский храм, похвалил работу художника: «Видеть свет в живописи дано не каждому. Единицы могут написать икону так, чтобы образ светился изнутри». Эта работа имела для Олега очень большое значение, он много и с особой благодарностью Богу о ней вспоминал. Его отличала доброжелательность к людям. Хочется подчеркнуть добрые качества Олега как отца и деда. Он воспитал хороших детей, и обе его дочери пошли по его стопам. Благодаря своей супруге, он, даже будучи уже в инвалидном кресле, трудился до последнего дня своей жизни. Вечная память и упокой, Господи, его душу!»
Дети Олега Владимировича, Анна и Мария, рассказали: «Для нас, дочерей, он был не только главой семьи и заботливым родителем, но и главным учителем. Его профессиональное мнение всегда было для нас бесспорной истиной. Мы полностью обязаны ему своим восприятием мира, видением прекрасного и всем тем, что умеем. Мы ему безмерно благодарны, и надеемся на милость Божию в даровании нам возможностей и сил в продолжение начатого им дела. Папа был человеком очень деликатным, мы никогда не слышали от него резких категоричных суждений, он всегда старался войти в ситуацию и помочь мягким аккуратным советом. Несмотря на свое тяжелое физическое состояние, находясь в инвалидной коляске несколько лет до кончины, он никогда не роптал, более того, до последних дней работал – писал иконы. А еще помогал воспитывать внуков и с большой радостью занимался с ними рисованием и лепкой».
Татьяна Шитова