На духовных беседах в Свято-Сергиевском храме в минувший вторник прошла встреча с Анатолием Яковлевичем Шамоновым, снявшим фильм, посвященный Оптинским старцам.
Начиная беседу, настоятель храма протоиерей Вячеслав Ковалевский представил Анатолия Яковлевича: «Это один из старейших участников наших духовных бесед, который давно уже связан с монастырем Оптина пустынь, подолгу живет там. В свое время к 100-летию Свято-Сергиевского храма им были сделаны фильмы о нашем храме и о молодежном движении. Сегодня он с радостью поделится теми сокровищами, которыми дорожит, над которыми трудится, которые создает».
Анатолий Яковлевич рассказал о себе: «В Оптину начал ездить с 1999 года, каждые два-три месяца трудником. А потом, когда уже попал к отцу Мефодию в издательский отдел, там уже бывал по мере необходимости. На фильм «Оптинские старцы» ушло года три. Для меня Оптина – то, без чего жить уже не могу. Если говорить об Оптиной пустыни, то, прежде всего, это старцы».
В продолжение всего вечера Анатолий Яковлевич смог кратко рассказать о каждом из четырнадцати оптинских старцев, начиная с преподобного Льва, который считается основателем знаменитого оптинского старчества, и до последнего наместника Оптиной – священномученика Исаакия II (Бобракова), обретшего последнее упокоение в печально известном Тесницком лесу.
Хотя нет в наше время человека, который не знает об Оптиной Пустыни и не слышал о её старцах, у слушателей возникли вопросы.
На вопрос: «А сейчас в Оптиной есть старцы?» Анатолий Яковлевич ответил так: «Сейчас в Оптиной нет старцев, но есть очень хорошие монахи. Всем известный отец Илий сейчас в Москве, хотя он числится в Оптиной».
Его ответ дополнил отец Вячеслав: «Вы знаете, как много верующих было репрессировано, многие расстреляны. В советские годы вы тоже явились свидетелями, когда Церковь вообще не имела никакого права голоса. Появлялись отдельные духовники, и вот ныне покойный уже новопреставленный архимандрит Кирилл (Павлов) в Троице-Сергиевой лавре, когда его спросили: «А сейчас старцы есть?», ответил: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть».
Был институт старчества. Это служение не связано с возрастом. Это духовное наставничество. И сейчас как такового духовного наставничества у нас нет. Это утрата не церковной жизни, а учения, как руководить духовно человеком, как направить его на духовную жизнь, как ему помочь? Вы сегодня уже слышали, что ставшие святыми оптинские старцы все имели своих наставников, проходили школу послушания, трезвения, молитвы. Старчество – венец духовных подвигов».
Были и такие вопросы: что такое – взять грех чужого человека на себя, насколько пострадала Оптина в дни Великой Отечественной войны, и другие.
По окончании вечера отец Вячеслав дополнил рассказанное: «У Тулы существует непосредственная связь с Оптиной пустынью. В 2017 году исполняется 30 лет со дня возвращения монастыря. Мало кому известно, но непосредственное участие в возвращении монастыря принимал протоиерей Ростислав Романович Лозинский, которого многие из вас знают по книге о тульских храмах «Страницы минувшего». Он направил туда нашего корреспондента Ирину Извольскую, которая стала выпускать первую печатную газету «Свет Оптиной». Отец Ростислав много сделал и для открытия и для восстановления монастыря. Хотя об этом, конечно, в официальных документах не упоминается».
В то же время упоминание имени отца Ростислава в связи с Оптиной можно увидеть в Википедии в примечаниях к статье «Марк (Лозинский)»: «В 1995 году большая аналойная икона, один из списков с великой всероссийской святыни – Федоровской иконы Богоматери, пополнила замечательное собрание старинных произведений иконописи в Оптиной пустыни. Это дар обители от недавно скончавшегося известного тульского священнослужителя – протоиерея Ростислава Лозинского. Список с Федоровской иконы – не единственный дар Оптиной от семьи Лозинских. В фондах монастырской библиотеки хранятся исторические описания Оптиной пустыни и Иоанно-Предтеченского скита, составленные отцом Ростиславом, а также собрание архивных материалов, посвященных святителю Игнатию (Брянчанинову), – плод многолетнего труда покойного игумена Марка (Лозинского), сына отца Ростислава».
В Оптиной пустыни старчество передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось в XX веке только с разгромом монастыря в годы богоборчества.
В книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов) пишет: «Старчество – удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители».
Будем помнить, обращаясь за молитвенной помощью к святым преподобным старцам Оптинским, что мы сами должны подражать их примеру в послушании, богомыслии и молитве.
Наталья Новоселова.