Доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на XIX Областных Рождественских образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»

Ваши преосвященства, боголюбезнейшие собратья – архипастыри, всечестные отцы, христоименитые братья и сестры – многолетние и единодушные соработники на ниве православного духовно – нравственного просвещения и патриотического воспитания, высокое собрание.

Словом мира и любви о Христе сердечно приветствую всех участников  нашего церковно-общественного  форума  –  XIX  Областных Рождественских образовательных чтений, которые представляют собой значимое явление в сфере развития регионального образования, культуры, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающего поколения наших земляков, социального, волонтерского и иных форм служения церковной и общественной жизни, в основе которых лежит богатейший исторический опыт поколений российского народа и жителей родной богохранимой Тульской земли.

В указе Президента России от 31 июля 2023 года «О подготовке и проведении празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»[1] отмечено «всемирно-историческое значение» Великой Победы и поручено разработать план подготовки и проведения основных праздничных мероприятий.

Со своей стороны Священный Синод Русской Православной Церкви 12 марта 2024 года  постановил провести 33 Международные Рождественские образовательные чтения в период с 26 по 30 января 2025 года, на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»[2], которую в единодушии со всей полнотой нашей поместной Церкви поддерживаем и мы, православные жители нашего города – героя и Тульской области и реализуем на наших региональных чтениях.

Совместными усилиями пребывая в утвержденном исторической правдой единомыслии и единодушии, нам, наследникам бессмертного полка героев великого всенародного подвига, очистившего в XX-том веке род человеческий от губительной скверны «Коричневой чумы» германского  национал-фашизма, надлежит ещё раз осмыслить историософское значение Великой Победы, воздать подобающую дань священной памяти тем, на чьи плечи легло тяжёлое бремя испытаний в годы Великой Отечественной войны, усвоить духовный опыт, оставленный нам поколениями, победоносно прошедшими многотрудными дорогами Отечественной войны и радостотворно положившими окончание второй мировой войне, с целью дальнейшего взращивания и укрепления в подрастающем поколении чувства гражданской ответственности, любви к Отечеству и благодарной ответной сыновней памяти, способствуя формированию преемственной исторической самоидентичности, патриотического самосознания и духовного единения.

На прошедших в январе этого года 32-ых Международных Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Кирилл, осмысливая сложный и полный тяжелых испытаний  пройденный исторический путь России, подчеркнул:  «Как же часто происходило так, что наш народ останавливался у края пропасти или даже начинал в нее падать и, как казалось, уже ничто не могло его спасти, — но, словно некоей невидимой Десницей, возводился от рова преисподняго (Пс. 39,3), вновь укрепляясь и возвышаясь»[3].

Тема героизма нашего народа, одержавшего Победу в Великой Отечественной войне, восьмидесятую годовщину которой мы будем отмечать в следующем году, глубоко актуальна и способствует формированию патриотизма в подрастающем поколении.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников»[4] определены важнейшие ценности, «которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых мы не можем представить себе нашу страну». Среди них: «справедливость, свобода личная и национальная, свобода… слова, вероисповедания; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции, любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации». При этом отмечено, что уже «в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь», ожидание по христианской кончине всеобщего воскресения мертвых и жизни будущего века. «Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси»[5].

В преддверии празднования 80-летия Великой Победы, преклоняясь пред великим подвигом нашего народа, победившего фашизм, имеем долг свидетельствовать о том вкладе в общую победу, который внесла Русская Православная Церковь, веками сплачивавшая на защиту нашей Родины все населяющие ее народы.

Так, патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий в день начала войны, 22 июня 1941 года, совпавший с молитвенным чествованием собора Всех Святых, в земле Русской просиявших, и несокрушимым щитом своей благомощной молитвы способствовавших своим соплеменникам и единоверцам в сокрушении вражеской силы, незамедлительно обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором отметил, что «не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания». Но «с Божиею помощью, и на сей раз» наш народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу». Подчеркнув единение воли в борьбе с врагом, Первосвятитель сказал, что «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа», «не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» и пророчески закончил свое Послание: «Господь нам дарует победу»[6].

В Тульских храмах в дни войны, также как по всей стране, возносилась горячая молитва о даровании победы русскому воинству, об упокоении вождей и воинов, на поле брани убиенных.

Даже в самые тяжёлые дни осады нашего города, в ноябре – декабре 1941 года богослужения в храмах не прекращались. В самой Туле в годы Великой Отечественной войны действовали два храма – Двенадцати Святых Апостолов и Всехсвятский кладбищенский.

По свидетельству настоятеля храма Двенадцати Святых Апостолов протоиерея Михаила Понятского, несмотря на то, что «окраина города, где находится церковь», «беспрерывно под­вергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха», «люди собирались в раз­битом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихи­ды и другие службы»[7].

В самые сложные дни обороны нашего города на колокольне Всехсвятского храма был установлен пост наблюдения противовоздушной обороны. Несмотря на то, что фашисты не раз бомбили колокольню, разрушить ее им так и не удалось. Однако на стене колокольни осталась трещина, а кладбищенская ограда Всехсвятского некрополя, которая использовалась защитниками Тулы, до сих пор имеет следы от пуль и разрывов снарядов[8].

Даже те храмы, которые были закрыты на замок в богоборческие времена, послужили защитникам нашего города и области. Так, на колокольне храма Александра Свирского в селе Хомяково в 1941 году для защиты от наступления немцев был устроен наблюдательный пункт и огневая точка, на колокольнях храма святого великомученика Георгия Победоносца в селе Ломинцево Щекинского района и  храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Сергиево Веневского района,  были оборудованы пулемётные точки, закрытый за два года до начала Великой Отечественной войны храм Нерукотворного образа Спасителя в Туле на несколько месяцев тоже стал огневой позицией, а в самом здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно[9].

Священнослужители не были молчаливыми свидетелями разворачивавшихся трагических для нашей Родины событий.

В офицерском звании и в священническом сане иеромонаха прошёл свой боевой путь по фронтам войны будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В 1961 году он, в сане архиепископа, управлял Тульской кафедрой.

Уроженец города Богородицка протоиерей Константин Троицкий, рукоположенный в сан священника ещё в 1926 году, с 1943 по 1944 годы был разведчиком партизанского отряда. (С 1949 года служил в селе Манаенки, Арсеньевского района).

Священник Никольского храма села Ровки Лазаревского района Семен Щеглаков прошёл всю войну.

Участник героической обороны Москвы диакон Константин Глаголевский до начала войны служил в храме святых Двенадцати Апостолов[10].

Также нам известны имена ветеранов священнослужителей Тульской епархии, которые приняли священный сан во время Великой Отечественной войны или уже по её победном окончании:

– митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв) (с 1961 по 1966 годы архиепископ Тульский и Белевский)

– протоиерей Алексий Резухин (настоятель Успенского храма в городе Богородицке);

– протоиерей Михаил Чудаков (настоятель Предтеченского храма поселка Епифань);

– участник штурма Берлина протоиерей Михаил Козачинский (настоятель Успенского храма в селе Нарышкино, Тепло-Огаревского района);

– протоиерей Александр Козачинский (настоятель Иоанно-Предтеченского храма в городе Венёве);

– участник обороны Ленинграда протоиерей Георгий Степанов (настоятель Никольского храма в поселке Кочаки, Щекинского района)

– протоиерей Виктор Савин (настоятель Георгиевского храма в селе Манаенки, Арсеньевского района)

– участник обороны Москвы и взятия Кенингсберга архимандрит Тихон (Лядичев), после принятия монашества служивший до 1986г. регентом и церковным композитором правого архиерейского хора Всехсвятского Собора, г. Тула;

– протоиерей Григорий Фролов (настоятель Богоявленского храма в селе Мишнево, Суворовского района);

– священник Владимир Красноцветов (настоятель Борисоглебского храма в Поречье, Дубенский район рукоположен в 1956 г.);

– схиархимандрит Максимилиан (Куделин) настоятель храма св. мч. Александра Римского, село Ченцово, Заокский район;

– священник Александр Ромашов (клирик Троицкого храма в городе Одоеве).

В годы Великой Отечественной войны, Церковь собирала денежные и материальные средства для помощи в победе над врагом, рассылая подарки для раненых по госпиталям[11].

Танковая колонна «Дмитрий Донской», переданная Красной армии в нашей Тульской области и авиационная эскадрилья «Александр Невский», построенные на собранные верующими средства, стали доказательством стремления Русской Православной Церкви участвовать в борьбе с врагом вместе с воинами, чтобы добиться освобождения Отечества от фашистских захватчиков. К 1945 году сумма церковных взносов ради победы над врагом составила более 300 млн. рублей[12].

Вспоминая те минувшие, но близкие нашим сердцам события, мы видим, что нынешнее поколение героев, которому не безразличны судьбы нашей Родины и нашего народа, не щадя своих жизней, подражая христоподобным подвигоположническим традициям наших дедов и отцов, самоотверженно исполняют свой долг любви и преданности Отечеству на Специальной военной операции.

Прослеживая связь времен и поколений героев, можно сказать, что между Великой Отечественной войной и специальной военной операцией много общего. И это не только один и тот же враг – отец лжи и исконный человекоубийца диавол (Ин. 8, 44), непрестанно воюющий против Бога на поле сердец и умов человеческих, нагло переоблицевавшейся в современный украинский национал-терроризм, с которым наша доблестная армия при всесторонней всенародной поддержке в очередной раз защищает мир от расчеловечивания, оскотиненности и осатанелости, о чем громогласно и боговдохновенно свидетельствует апостол любви и первохристианский Богослов: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).  

Продолжая традиции взаимодействия Русской Православной Церкви и современных вооружённых сил Российской Федерации, духовенство Тульской епархии совершает духовное окормление военнослужащих и членов их семей 106 гвардейской имени Димитрия Донского воздушно-десантной дивизии и Управления Росгвардии по Тульской области. На территории данных подразделений действуют храмы, совершаются богослужения. Священнослужители-капелланы проводят беседы с военнослужащими и членами их семей, служа молебны перед началом важнейших событий в жизни воинов, совершают Таинства крещения, венчания, исповеди и причащения Святых Христовых Тайн, обеспечивают военнослужащих духовной литературой, сопровождают их во время походов и боевых действий. В этой связи долг имею выразить глубокую благодарность священнослужителям Тульской епархии Дионисию Малякину и Вадиму Себякину, которые на постоянной основе самоотверженно несут свое послушание на духовном фронте, плечом к плечу разделяют трудности вместе с российскими офицерами и солдатами в зоне военных действий, выполняя долг христоподобной любви.

Вместе с общественными организациями и фондами, а также   с муниципальными органами власти Тульская митрополия плодотворно взаимодействует в вопросах оказания помощи и духовной поддержки ветеранам боевых действий, семьям бойцов СВО, жителям пострадавших приграничных с Украиной областей нашей страны.

С сердечной благодарностью отмечаем благородное и искреннее общественное служение паствы монастырей и приходов Тульской митрополии по оказанию помощи мобилизованным на СВО военнослужащим и их семьям: на местах и централизованно отправляются машины с одеждой, медицинскими препаратами, продуктами питания, предметами первой необходимости.

В этой связи с чувством особой признательности должен отметить доблестные организационные труды межъепархиальных коллегий Тульской митрополии по социальному служению и по взаимодействию с Вооруженными силами, которые исполняя закон христианской любви, по слову апостольскому «нося тяготы друг друга» (Гал. 6, 2), объединили усилия многих к тому, чтобы поставленная цель могла быть благополучно достигнута.

С удовлетворением свидетельствуем, что сегодняшняя православная молодёжь активно участвует в патриотически направленных кадетских движениях, которые существуют также и при наших Тульских православных приходах, взаимодействует с казачеством, участвует в военно-спортивной игре «Зарница». Священнослужители, преподаватели и воспитанники воскресных школ уже несколько лет принимают участие в работе поисковых отрядов, поднимающих с мест кровопролитных сражений, бывших на территории нашей области, останки воинов – красноармейцев, воздавая им подобающую честь и молитвенное христианское погребение. Члены православного молодёжного движения и воспитанники воскресных школ создали и показали уже несколько спектаклей патриотической направленности, проводят концерты, посвященные ВОВ, встречи с ветеранами, взаимодействуют с военно-патриотическими музеями нашего региона.

В заключение, долг имею выразить нашу искреннюю благодарность Правительству Тульской области,  региональным министерствам культуры и образования, Институту повышения квалификации, педагогическому сообществу, священнослужителям и педагогам воскресных школ и всем, приложившим свои труды и заботы в деле сохранения исторической памяти о героическом подвиге наших предков, усвоения духовно-нравственных и историософских уроков, воспитания патриотизма и вседушевной благодарности победителям и освободителям народов в той страшной войне,  и отметить, в этом отношении, добрые результаты консолидации наших общих усилий по достижению нашей неодолимой победы и прочного мира.

Благодарю за внимание.


[1] Указ «О подготовке и проведении празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // http://www.kremlin.ru/acts/news/71868

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/6109912.html

[3] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений // http://www.patriarchia.ru/db/text/6096894.html?ysclid=m1i6y19213206551448

[4] ФГОС Общего образования. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников https://kpfu.ru/docs/F1162245013/koncepciya.duhovno_nravstvennogo.razvitiya.pdf

[5] Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. П.1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ // https://kpfu.ru/docs/F1162245013/koncepciya.duhovno_nravstvennogo.razvitiya.pdf

[6]   Обращение митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 года //  https://www.pravmir.ru/obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/?ysclid=m2ao1sz8v3124330085

[7] Судьба Тульских храмов в годы Великой Отечественной войны // https://tulaeparhia.ru/category/otdely/kulturno-prosvetitelskij-tsentr-favor/sudba-tulskih-hramov/?ysclid=m2c5rpo23373590830

[8] Судьба Тульских храмов в годы Великой Отечественной войны // https://tulaeparhia.ru/category/otdely/kulturno-prosvetitelskij-tsentr-favor/sudba-tulskih-hramov/?ysclid=m2c5rpo23373590830

[9]Судьба Тульских храмов в годы Великой Отечественной войны // https://tulaeparhia.ru/category/otdely/kulturno-prosvetitelskij-tsentr-favor/sudba-tulskih-hramov/?ysclid=m2c5rpo23373590830

[10] Служили Родине и Богу // https://tulaeparhia.ru/category/otdely/kulturno-prosvetitelskij-tsentr-favor/75-let-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/sluzhili-rodine-i-bogu/?ysclid=m2aoeeor2f659675863

[11] Аверченко, С. В. Материальная помощь Русской православной церкви фронту в годы Великой Отечественной войны / С. В. Аверченко, А. В. Гребенюк // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63276/ (дата обращения: 14.10.2024)

[12] Аверченко, С. В. Материальная помощь Русской православной церкви фронту в годы Великой Отечественной войны / С. В. Аверченко, А. В. Гребенюк // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63276/ (дата обращения: 14.10.2024)