Традиционно учащиеся воскресной школы при Свято-Вознесенском храме совершают поездки и экскурсии по святым местам, музеям. На этот раз они побывали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Как рассказала педагог воскресной школы Татьяна Сергеевна Климова, получив благословение настоятеля, иерея Павла Картушина, на поездку, все решили, что каждый ребенок отправится вместе с кем-то из взрослых.
Была заказана не обзорная, а паломническая экскурсия с посещением главных храмов, подробным рассказом о святынях.
Как пишет архимандрит Макарий (Веретенников), «обитель Преподобного Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября) называют «сердцем России», «центром Православия». Поэтому сюда из поколения в поколение шли паломники самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам Преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного Сергия. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Величайшей святыней Лавры является рака с мощами Преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси высоком иконостасе, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 4 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле…»
Евгения Сергеевна Фатеева поделилась впечатлениями:
– Впервые мы съездили так далеко – почти за триста километров. Но ни дети, ни взрослые не чувствовали усталости, так много было впечатлений, так светло и радостно на душе оттого, что побывали в святом месте – словами не передать. От Татьяны Сергеевны дети знали, что святой Сергий Радонежский – покровитель учащихся, и в его храм входили с трепетом, с молитвой просили о заступничестве. Мой восьмилетний внук Сережа написал две записочки – за себя и за старшего брата. С благоговением мы ощутили благоуханье, исходящее от мощей, радовались, что так много людей приезжает – автобусы с разными номерами стоят у ворот…
– И по прошествии времени впечатления не стираются: в душе живет радость от посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры, – вступила в разговор Уколова Алла Владимировна, бабушка десятилетней Полины. – Дома только и разговоров, что об этой поездке: вспоминаем какие-то детали, еще и еще раз обсуждаем. Какая там красота, благодать, какие ценности хранятся!..
Знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал о Преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал он свое тихое дело в пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыни утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут с собой воду из надкладезной часовни, получая благодать Божию. Почитая святыни, памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, Небесный мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость…»
В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем.
Святыни монастыря – мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека; икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.
В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов; князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.
10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В апреле 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; в том же году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей.
С 1940 года Троице-Сергиева Лавра — государственный музей-заповедник.
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма, один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков.
Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году.
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.).
Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.).
С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699).
Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку.
Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие когда-то резиденцией московских архиереев (XVI—XVII вв., полностью перестроены в 1778).
Пятиярусная Лаврская колокольня (1741—1770, арх. Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин). Высота последней — 88 м. Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях в обители.
Сооружения XIX века на территории Лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни (1895), которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом (1892). В конце 1980-х был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.
Сегоднябратия Лавры насчитывает более 300 монахов; особым уважением пользуется духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Наместник Лавры — епископ Сергиево-Посадский (с 31 марта 2002 года) Феогност (Гузиков), назначенный 30 ноября 1988 года Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Одним из известнейших и авторитетных насельников Лавры является Архимандрит Матфей (Мормыль), в настоящее время являющийся старшим регентом обители. Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).
– Конечно, вряд ли дети запомнят все, что видели, о чем им рассказывали, но когда на последующих занятиях я спросила, что произвело самое сильное впечатление, ответ был однозначным: «Мощи…» – сила святыни проникла в детские души, – отметила Татьяна Сергеевна Климова. – Разумеется, мы поговорили о поездке, обсудили подробности, но акцентировать внимание на роли святого Сергия Радонежского в Куликовской битве, в становлении Российского Государства, я не стала: слишком малы мои воспитанники для такой информации. Просто сказала, что они еще будут изучать в школе этот период истории нашей страны, которым все мы по праву гордимся…
Пресс-служба Миссионерского отдела