Очередная встреча Олега Сенина, заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподавателя Тульской духовной семинарии, с учениками одного из 11-х классов Центра образования – гимназии №1 города Тулы была посвящена православно-патриотической теме в жизни и творчестве Александра Солженицына.
Преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования – гимназия №1» Всеволод Станиславович Харитонов напомнил в начале урока учащимся, что 11 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Александра Солженицына – лауреата Нобелевской премии, всемирно известного писателя, общественного деятеля.
«Принимая во внимание масштаб личности Солженицына, президент России Владимира Путин издал специальный Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году, – продолжил он.- И очень хорошо, что у вас есть возможность узнать многое об Александре Исаевиче как о человеке, литераторе, мыслите и политическом деятеле, оказавшем заметное влияние на общественное сознание не одного поколения советских и российских интеллигентов, от Олега Михайловича Сенина. Как вы помните из предыдущих бесед, он человек сложной судьбы, прошедший через различные испытания, встретивший на своем жизненном пути много интересных людей, чьи имена вписаны в историю нашей страны. Сегодня Олег Михайлович вам расскажет и о своей краткой, но запоминающейся встрече с Александром Исаевичем Солженицыне».
Продолживший беседу Олег Сенин, прежде всего, отметил: «Хочу сразу обратить ваше внимание, ребята, на то, что в ходе разговора об Александре Исаевиче, вольно или невольно, я буду обращаться к определенным событиям из собственной жизни, а также – к вытекающим из них выводам. Эта, простите за дерзновение, параллель ни в коем случае не означает возможность сравнения между Александром Исаевичем и Вашим покорным слугой. И вы сами, как достаточно образованные люди, понимаете, что Солженицын – это фигура совершенно уникальная, ключевая в истории минувшего века и неравнозначная во всех отношениях. Однако мы с ним как люди, прошедшие путь лагерного заключения, имеем однородный жизненный опыт».
Следуя заданному тематическому вектору, Олег Михайлович обратился к биографии писателя и мыслителя, чтобы ребята смогли понять, как формировались его воззрения, как они в разные периоды жизни в поиске правды, добра, справедливости и истины обретали новые грани.
Как известно, Солженицын с детства отличался прямолинейностью и до конца своих дней сохранил это качество. Родился и рос будущий писатель в семье, где царили патриархальные взгляды, и сам он изначально осознавал себя православным христианином. Во время учебы в школе у мальчика возникли проблемы с учителями и одноклассниками, поскольку уже большевистская Россия вступила в пору воинствующего атеизма. Постепенно в округе закрывались храмы, и к моменту взросления они с мамой, которая не отступила от веры, просто были лишены возможности посещать богослужения. Зато повсеместно ширилось и росло влияние идей марксизма-ленинизма. Вполне естественно, что перед мечтой о светлом коммунистическом будущем не устоял и юный Солженицын. В студенческие годы он особенно увлекся коммунистической идеологией, гладко изложенной в учебниках по «диамату», «истмату» и т.п. Аспирантуру физико-математический факультет Ростовского университета Александр Исаевич закончил, будучи Сталинским стипендиатом и убежденным ленинцем. Но вскоре началась Великая Отечественная война, и Солженицын оказался на фронте. Именно в это время он начинает переосмысливать происходящее, его настигает разочарование в Сталине, а, значит, во всем коммунистическом строе…
«Настоящая переоценка взглядов и возвращение к Богу произошли у Александра Исаевича даже несколько позднее, когда он оказался в сталинских лагерях. В эти самые трудные моменты его жизни проявила себя та самая православная «закваска», которую он получил в детстве, – продолжил выступающий. – И этот процесс продолжился далее. Александр Исаевич твердо отстаивал собственный взгляд на жизнь, особое понимание характера русского народа и исторического предназначения России, несмотря на то, что его представления порой радикально расходились с общепринятыми, а конфликты личных убеждений с властью заканчивались преследованиями и репрессиями».
В продолжение разговора Олег Михайлович также затронул в общих чертах остальные важнейшие периоды жизни Солженицына. Особенный акцент был сделан на повести «Один день Ивана Денисовича», вышедшей в свет в 1962 году на страницах журнала «Новый мир» и ставшей для многих откровением. Вскоре Солженицын начинает свою общественную деятельность и становится «властителем дум».
В это же период, в 1967 году, в Рязани состоялась встреча Олега Сенина и его единомышленников по подпольной антисоветской организации встреча с тогда уже известным писателем, подробности которой юные слушатели восприняли с интересом.
Говоря о православном понимании русского характера, гость обратился к повести «Матренин двор», посвященной простой малограмотной крестьянке, которая сама того не зная, прожила свою жизнь как истинная праведница: не нажила никаких богатств, но и тем немногим, что имела, делилась бескорыстно с ближними. После этой повести безоговорочно стало понятно, что русская литература пополнилась еще одним выдающимся мастером, способным чувствовать боль маленького человека, который несмотря ни на какие тяготы и лишения, живет любовью и надеждой в высшую правду….
Особое внимание в своем выступлении Олег Сенин уделил колоссальному историческому трудам Александра Солженицына, созданным в период эмиграции с 1974 года по 1994 год.
«За это время Александр Исаевич написал многотомный роман-эпопею «Красное колесо» – это колоссальный труд, поверьте мне, как литератору, созданный к тому же в литературном жанре, в котором исследуется история Октябрьской революции, – подчеркнул он.- Нужно сказать, что богатейшее наследие Александра Исаевича как выдающегося мыслителя, публициста, поэта и драматурга еще в полной мере не переосмыслено и не оценено нами. И я очень рад тому, что сегодня мы с вами имеем возможность говорить об этом великом человеке, настоящем державнике и патриоте, изучать его труды, наслаждаться его великолепным, настоящим русским языком, вдохновляться его мыслями на благо нашей Родины!».
По окончании встречи подростки искренне поблагодарили Олега Сенина за столь увлекательную и содержательную беседу».
«Конечно, гораздо интереснее не просто прочитать о жизни и творчестве Солженицына в учебнике или в других книгах, а послушать о нем человека, который жил с ним в одно время, был свидетелем многих событий, – длится своими впечатлениями Алексей Андропов, ученик 11 класса. – К тому же Олегу Михайловичу как человеку, пытавшему противостоять государственной системе, во многом близко и понятно, что пережил Солженицын, как менялись его политические взгляды и убеждения. Поэтому большое спасибо Олегу Михайловичу, что он находит время для встреч с нами, что он старается донести до нас, что знает сам. И конечно, отдельная благодарность за книжные подарки, которые он нам делает каждый раз».
Марина Полянская, фото автора